Авиалесоохрана: чтобы не было пожаров

Авиалесоохрана: чтобы не было пожаров

08:54
05 июня 2022
Читайте нас на

В этом году благодаря увеличению финансирования, а также штата сотрудников противопожарных служб Якутия максимально подготовилась к пожароопасному сезону. Штатная численность сотрудников ГБУ «Авиалесоохрана» увеличена на 184 человека. Кроме этого, 150 человек будет нанято на сезон. Опережая сроки, в регион прилетел самолет-зондировщик для вызывания искусственных осадков.

Каждый день воздушные суда проводят авиапатрулирование земель лесного фонда в целях обнаружения очагов лесных пожаров. За  тем, как ведется работа по предупреждению пожаров в отдельно взятом районе, мы проследили в Покровском оперативном отделении ГБУ «Якутская авиалесоохрана».

Руководителя отделения Виктора Баишева мы смогли застать в Верхнем Бестяхе, где сотрудники «Авиалесоохраны» проводили занятия по тушению пожаров у школьников на учебно-полевых сборах.

— Наша организация была создана в начале 30-х годов, — рассказывает школьникам Баишев. – Главная цель нашей работы — сохранность и защита лесов. В связи с тем, что у нас в Якутии самые большие территории, покрытые лесом, то в этом году наконец-то значительно увеличилось количество работников.

Аналог армейского парашюта

На занятиях сотрудники продемонстрировали парашюты, которые используют в повседневной работе.

— Парашют ПД-72 — это тренировочный, первоначальный для обучения, — рассказывает и показывает парашютист-пожарный Станислав Слепнев. — Работаем мы на парашютах «Лесник-3», он хорошо управляемый, на нем можно точнее определить площадь приземления с применением скорости ветра.  «Лесник-3» создан по аналогии с армейским парашютом, который применяется в войсках спецназа. При первом сигнале на сбор даётся 20 минут, за это время мы должны быть готовы к тушению лесного пожара. Мы работаем по всей территории республики на разных по качеству и сложности пожарах.

Отточенное приземление

На аэродроме в селе Немюгюнцы проходят тренировки парашютистов со всей республики. В этом году с 28 февраля до 14 апреля подготовку прошли более 100 человек.

— Штат у нас нынче значительно увеличился, — уточняет Виктор Баишев. – Если в прошлом году  насчитывалось 16 человек, то сейчас вместе с сезонниками уже 50 сотрудников. Это ребята от 20  до 37 лет, почти все служили в армии. Работа ведь тяжелая, сложная, особенно для новичков.

Подготовка проводится каждую весну, тренируются не только новички, но и опытные сотрудники, чтобы не растерять навыки. Точность приземления в нашем деле очень уж важна…

По шкале Нестерова

Приезжаем на аэродром в Немюгюнцы. Нам показывают самолёт Ан-2, который принадлежит Покровскому оперативному отделению ГБУ «Якутская авиалесоохрана». Самолет – 1986-го года выпуска. Но, как нам объясняют летчики, нет такого понятия как «старый самолет», есть «годный к эксплуатации».

Он предназначен для авиапатрулирования, сброса парашютистов. Заходим внутрь – на борту уже лежит груз — парашюты, спальные мешки, баул, есть даже лодка. Работа летом, в пожароопасный сезон начинается с определения класса пожароопасности (КПО). Он рассчитывается по шкале Нестерова, централизованно.

— Сейчас класс КПО первый, — говорит Баишев. – Это значит сейчас выпадает до трех миллиметров осадков. В мае в Хангаласском улусе пожаров не было. Люди стали осознавать ответственность, стали более дисциплинированными. Поэтому проводить авиапатрулирование каждый день пока надобности нет. Автоматически по мере потепления класс повышается, при втором мы уже будем делать облеты.  Вот когда будет 3-4 класс, тогда будем патрулировать по два раза в день.

В зоне контроля – 587 километров

Когда устанавливается третий класс пожароопасности, начальнику отделения звонит диспетчер. Командир экипажа ставит план, техник готовит самолет, проводит предполетный осмотр. После всего экипаж и группа парашютистов из 5-6 человек вылетает на патрулирование.

— Нас в отделении три человека летного экипажа с допуском управления и правом занять место правого пилота, — объясняет Виктор Баишев. – Маршрут нашего района составляет 587 километров до села Исить и обратно. Это три часа двадцать минут лёту. В этом году мы сделали уже четыре облета.

Данный самолет летает на пожары в Кобяйский, Горный, Амгинский, Таттинский, Мегино-Кангаласский, Алданский районы и с.Саныяхтах Олекминского района.   Во всех этих точках, кроме Саныяхтаха, есть представители авиакомпаний, где можно заправиться.

Как и где тушат пожар

Когда летчик-наблюдатель видит дым, самолет подходит ближе, находит место пожара и даётся команда тушить. Определяют с инструктором безопасность площадки, бросают контрольную ленточку.

— Надо, чтобы она попала на площадку, так определяется направление ветра, — рассказывает Виктор Баишев. — После этого три человека выпрыгивают с парашютом, затем на втором круге выбрасываем груз. В основном в тайге всегда вода, марь, так как прыгаем на русло рек.

Наша цель – тушить пожары в труднодоступных местах на маленьких площадях. Прошла гроза. Загорелось, и мы сразу тушим. Бывает так, что только по прилету обнаруживаем значительно разросшийся пожар — до 20-30 гектаров. В этом случае просим помощи, подключаем местную администрацию. Когда пожар потушен, парашютистов забирает вертолет любой авиакомпании.

В две смены и без выходных

О буднях парашютиста-пожарного рассказал Евгений Павлов, инструктор команды Покровского отделения, он работает здесь уже 21 год.

— Прошлый сезон выдался тяжелым. Были на пожаре в Синске, Кытыл-Джуре, где был особенно большой огонь, — рассказывает Евгений. — С Джуры он почти дошёл до Ёдяя. Привлекали мобилизованных, местную администрацию. Пахали в прямом смысле слова и днем, и ночью.

На самом деле тушить ночью не положено, но приходится. Оно и понятно – огонь распространяется быстро. К тому же ночью работать легче, давление и температура воздуха падают. То есть работаем в две смены.

Сложнее всего, когда ветрено. А еще на марях. Во второй половине лета растения, особенно багульник, набирают смолу, выделяют ядовитый дым.  Багульник растет обычно рядом с сосной, и у сосны тоже много смолы. В таких марях приходится очень тяжело…

Парашютистов-пожарных постоянно перебрасывают с места на место. Бывает так, что потушили пожар за день-два, дальше их перебрасывают на другой пожар. В самые «горючие» годы приходилось находиться на тушении лесных пожаров до полутора месяцев без выходных.

А летчики кто?

Все, кто находится на борту, проходят обязательное медицинское обследование для допуска к работе. Летчики постоянно учатся, проходят курсы повышения квалификации. Игорь Балакирев, пилот коммерческой Авиакомпании «МИ-АН», прикомандирован в Якутию для тушения пожаров. С 1986-го года работал на выброске парашютистов, на авиационно-химических работах, в лесопатрулировании.

— Каждый пилот проходит подготовку, подтверждает квалификацию на каждый определенный тип воздушного судна, — говорит он. — Если есть вакансия на другой самолет классом выше Ан-24, Ан-26, соответственно, должен пройти обучение. Я летал командиром воздушного судна на самолетах Ан-2, Як-52, Вилга-35-А, ЯК-18 и вертолетах «Enstrom – 480» и “Robinson-4».

Но если сейчас будет стоять задача сесть на другой борт, то надо пройти восстановление. Навыки утрачиваются, и летчик должен пройти подготовку — наземную в том числе, проверить технику пилотирования с определенной периодикой.

— Мы должны работать так, чтобы пожаров не было. От слова совсем, — заключает Виктор Баишев. — Если и будут природные пожары, то мы должны прилагать все усилия, чтобы тушить их на маленьких площадях, не дав им разрастись и нанести значительный ущерб.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
27 июня
  • 20°
  • Ощущается: 20°Влажность: 77% Скорость ветра: 1 м/с