Артист, продюсер, директор, режиссер Сергей Расторгуев

Артист, продюсер, директор, режиссер Сергей Расторгуев

09:00
12 ноября 2023
Читайте нас

Якутяне помнят оглушительный успех якутских эстрадных артистов Сергея Расторгуева и Марфы Колесовой в 1980-е годы. Их показывали по Центральному телевидению, они выступали на концертах вместе с известными всему Советскому Союзу звездами эстрады, гастролировали по республике, по всей стране и зарубежью. Якутский цирк, широко известный сегодня далеко за границами республики – полностью их детище. В этом году исполнилось 50 лет творческому пути Сергея Расторгуева. О нём и о себе он рассказал читателям «Якутии».

Интерес из детства

– Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше главное увлечение в жизни – цирк? – Мое увлечение цирком, профессией артиста началось еще в детстве. Мы жили в Амге, я – четвертый ребенок многодетной семьи. Нас было четверо мальчиков и три девочки. Отец мой был строителем, руководителем, мать работала в организации «Сахапечать». Дома у нас всегда было много газет, журналов, дети все занимались спортом, шахматами, много читали и были приучены к труду. Отец возил нас с братьями на охоту и рыбалку.

Во дворе нашего дома на улице Широких — Полянского в Амге всегда собирались соседские ребята, и я помню, как мои старшие братья соревновались в борьбе, прыжках, беге. А друзьями этими были Сахаачча (знаменитый впоследствии борец Николай Захаров) и Василий Константинов-Бадьаай (тоже известный борец).

Я же с детства любил всех смешить, делал себе грим из подручных средств. Очень любил смотреть по телевизору комедии, цирк с Юрием Никулиным. Я подражал ему, придумывал и рассказывал ребятам разные небылицы, показывал пантомимы, мне даже дали прозвище Никульё. Купаясь летом в речке, я пробовал жонглировать речными камушками. Затем прочитал в журнале «Юный техник» статью о технике жонглирования, слепил мячики из пластилина и стал жонглировать по-настоящему. Затем отца перевели начальником механизированной колонны ПМК-572, и мы всей семьей переехали в Якутск. В городе я записался в цирковой кружок Дома пионеров, который организовал Владимир Петрович Сарычев, артист из Москвы. Он научил меня многому – жонглировать булавами, ракетками, мечами, даже факелами. Дом культуры стал брать меня в агитбригаду для участия в фестивалях художественной самодеятельности, меня уже знали в республике как жонглера.

Сергей Расторгуев в молодости. Фото предоставлены С. Расторгуевым.

Одна, но пламенная страсть

– А в школе вы как учились?

– В начальных классах был отличником. В Амге работала очень хороший педагог по русскому языку и литературе Зинаида Тимофеевна Черняк. Родители были очень грамотными. Отец был большим книголюбом, много читал. А мама, не имея образования, очень грамотно писала, всю жизнь вела дневники. Все это, считаю, повлияло на мою учебу.

Помню, как бабушка, мать отца, просила меня переводить на якутский язык русские народные сказки. Думаю, она таким образом хотела обогатить мою фантазию. Я ей пересказывал сказки в лицах, изображал, например, Змея Горыныча. Бабушка знала много олонхо, преданий, легенд.

В 9-м и 10-м классах я увлекся жонглированием, трюками, убегал с уроков на занятия в цирковом кружке, все время хотел тренироваться. Я знал из журнала «Советская эстрада» о цирковом училище и мечтал поступить в него. Однако получилось так, что я после десятого класса опоздал с поступлением.

Учеба у мастеров

Как вы тогда получили цирковое образование?

– Это был 1970-й год, и меня в республике уже знали как жонглера. В это время Юрий Егорович Платонов с Василием Афанасьевичем Босиковым отбирали талантливую молодёжь, чтобы отправить учиться во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства в Москву. Меня взяли вне конкурса. После обучения мы все вернулись уже как первый эстрадный коллектив «Якутская эстрада-72».

Проучился в Москве у больших мастеров советского цирка два года. С нами занимались известные артисты эстрады, цирка. Мы встречались с Аркадием Райкиным, Сергеем Бондарчуком, другими известными личностями. Райкин включил меня в десятку лучших жонглеров страны, я участвовал во Всесоюзных конкурсах.

Делать то, что никто не делает

Вы стали профессиональным артистом. Расскажите о самых ярких ваших номерах.

– Это был номер с чабычахами (берестяной сосуд – авт.). Мы поставили его в 1982 году с Нази Ширай, известной артисткой цирка из Армении. Она считалась очень строгим педагогом, но мы с ней сработались. У меня уже была основа – я жонглировал чабычахами. За полтора года мы сделали хороший номер и ездили с ним на гастроли за границу. Это уникальный номер – музыкальный, пластичный и сложный в исполнении. Ещё я занимался пантомимой, стал профессиональным мимом.

Тот самый номер с «чабычахами». Фото предоставлено пресс-службой цирка.

Мой любимый номер «Старый клоун» – воспоминания артиста, который всю жизнь отдал искусству цирка. Когда задумывался новый номер, я думал над ним всё время, не мог спать ночами. И сейчас, вспоминая, понимаю, что стремился всегда делать то, чего никто до меня еще не делал.

Счастливый тандем

– А как сложился ваш творческий и супружеский союз с Марфой Колесовой?

– Как уже рассказывал, я попал на учебу в составе группы «Эстрада-72». Мы учились вместе с Марфой Колесовой, хорошо общались, ездили вместе на гастроли. После выпуска Марфу сразу взяли в большой концерт, посвященный 50-летию республик СССР. Известный режиссер Иосиф Михайлович Туманов на просмотре сразу её отметил. Она играла на хомусе, пела тойук (протяжная манера пения) с горловым пением (кылысахом). Именно Марфа Колесова впервые представила за границей наш якутский тойук и хомус. Участниками этого концерта были лучшие коллективы из 15 союзных республик, и только две артистки из автономных – Якутии и Башкирии. Два месяца она работала в Париже, в шеститысячном зрительном зале, концерты шли при полном аншлаге. Они отработали 70 концертов. Это был настоящий фурор!

В 1973 году Марфа Петровна приехала из Швеции. Когда мы встретились, помню, она была такая яркая, необычная, в парике. Мы стали ездить на гастроли по республике и так сблизились, стали неразлучны. Я считаю, это был союз, благословенный свыше. По характеру мы совершенно разные, но прожили душа в душу 43 года, плодотворно работали. Начиная с 1981 года я стал выезжать и на зарубежные гастроли.

Якутский цирк в Монако. Фото предоставлено пресс-службой Якутского цирка.

Грани таланта

– Мы знаем вас как режиссера массовых мероприятий. Как вы открыли в себе этот талант?
– Это началось еще в 1990-х годах, когда я стал ставить правительственные концерты. Когда Михаил Николаев провозглашал новую Конституцию, меня назначили режиссером этого мероприятия. Я тогда впервые ввел в сценарий спортсменов, танцевальные коллективы, восточные единоборства, цирковые номера – все то, чем гордится наша республика. После этого мне стали доверять такие большие мероприятия, как Ысыах Олонхо и другие, я был главным режиссером открытия и закрытия Спортивных Игр в Борогонцах, Амге. Сейчас готовлюсь режиссировать Ысыах Олонхо, который пройдет в 2024 году в Амгинском улусе.

Цирк как отдельный жанр

Но вначале был синтез-театр «Ойуун». Почему он так назывался?

– Я придумал его во время учебы в Свердловской мастерской. Подразумевалось, что шаман – это актер, владеющий многими жанрами. С нами работала Валентина Чиркова, у нас с Марфой были свои отдельные программы. Приехали в Якутию и ездили на гастроли – даже в такие дальние улусы, как Верхоянский, таскали буквально на себе горы реквизита, в каждой деревне показывали по два концерта. Кстати, единственная запись тех программ сохранилась на Якутском телевидении – в 1991 году была записана двухчасовая программа.

После Свердловска мы решили объединиться с группой «Тюсюлгэ» и стали ездить как синтез-театр «Ойуун» на гастроли. Принимали участие в музыкальных фестивалях, популярной телепередаче «Шире круг», «Народные мелодии», ездили за рубеж. Участвовали в больших шоу, где выступали с такими артистами, как Филипп Киркоров и другие. Нас смотрел по телевизору весь Советский Союз, нас записывало Всесоюзное радио.

Во время учебы в Свердловской творческой мастерской я увлекся еще джазом, и мы участвовали в нескольких международных джазовых фестивалях. Вместе с Андрияном Егоровым впервые в республике организовали джазовый ансамбль «Тонг джаз».

Всё началось с коллектива

А с чего начинался Якутский цирк?

– В 1991 году от «Сахаконцерта» стали отделяться Государственный театр танца, Театр юмора и сатиры, и мы стали думать над созданием цирка. Нам очень помогли тогда Альбина Поисеева, заместитель председателя правительства республики, а также руководитель Фонда госимущества Зинаида Фёдорова, Анастасия Павлова, Галина и Александр Павловы.

Нам нашли старое здание на Ойунского, 8/2. И вот мы с Марфой пошли его смотреть. Это была бывшая мастерская – много станков, грязи, пыли, но самое главное – там были высокие потолки, высотой 8-9 метров, а под потолком много разных труб, на которые можно подвешивать воздушный реквизит. Это была удача!

И вот закипела работа: нужно было составить штатное расписание, ничего не упустить из виду – швейный цех, оркестр, балет, бухгалтерия и т.д. В то время в Колледже культуры открылось цирковое отделение, меня назначили его заведующим. И в наш «старый добрый цирк», как мы его любовно называли, приходили студенты колледжа заниматься, и постепенно у нас появился костяк артистов.

Решающее совещание

– Когда встал вопрос о новом здании цирка?

– Спустя какое-то время стало очевидно, что нам нужно новое современное здание цирка. Мы писали письма председателю правительства Вячеславу Штырову, ходили с просьбами в Министерство культуры.

Однажды нас пригласили на совещание, в котором участвовали все учреждения культуры. Проводил его сам президент Михаил Николаев. Долго длилось собрание, и, наконец, нам дали слово. Я вскочил и стал рассказывать о том, что у нас уже есть сформированный коллектив цирка. Говорил о наших успехах, о том, что можно дрессировать якутскую лошадь, о национальном колорите северного цирка… Михаил Ефимович заметно оживился, слушал с интересом. Подытоживая собрание, он сказал, что готов поддержать строительство хореографического училища и цирка. Это было решающее, историческое для нашего коллектива событие!

И 5 сентября 1994 года Михаил Николаев издал указ о создании Государственного цирка. Штат стал еще больше. Мы с воодушевлением принялись за дело, ездили в Москву к коллегам. И тогда у меня состоялась встреча с кумиром моего детства Юрием Никулиным. Мы разговаривали с ним около получаса, и он подарил афишу и сказал: «Буду помогать советами, у нас все-таки Страна Советов была». В 2002 году уже президент Якутии Вячеслав Штыров принял решение о строительстве цирка, и в 2004 году, во время проведения Международных спортивных игр «Дети Азии», состоялось открытие нового здания нашего Государственного цирка Якутии.

Сзади — та самая афиша от Юрия Никулина. Фото автора.

Подготовка кадров

Соответственно, штат расширился, встал вопрос о расширении коллектива. Как вы пришли к Пекинской школе?

– Я уже ранее думал о китайской школе, мы ведь живем близко. И вот Министерство культуры организовало выезд в Китай. Я на всех встречах говорил о сотрудничестве в сфере подготовки кадров. Удалось добиться поддержки правительства, и с 1997 года начался набор в китайскую цирковую школу, ныне уже Международный колледж искусств в Пекине. С тех пор мы в три этапа подготовили 60 ребят. Третий выпуск был в 2019 году, следующему набору помешала пандемия. Планируем новый набор детей в 2024 году, учеба будет длиться пять лет. Наберём детей 9, 10, 11 лет – 12 мальчиков и 8 девочек.

Достижения артистов

Цирк – это не только представления, но и гастроли, участие в фестивалях…

– Второй и третий выпуски сейчас на гастролях по Средней Азии. В Алматы с большим успехом прошло больше 10 представлений, затем будут Ташкент, Астана, Шымкент, Караганда, гастроли продлятся до весны. Весной этого года мы презентовали новую программу «Земля мамонта», которую ставили вместе с московскими коллегами. Наше трио жонглеров под руководством Романа Романова на Международном цирковом фестивале в Алматы получило «золото», номер «Летающие мачты» акробатов под руководством заслуженного артиста республики Александра Посельского завоевал «бронзу» в Астане на фестивале «Эхо Азии». И в цирке Никулина на Первом международном цирковом фестивале также этот номер завоевывал «бронзу». Это очень престижные цирковые фестивали, которые сродни большим чемпионатам у спортсменов.

Якутский цирк знают далеко за пределами республики. Фото предоставлено пресс-службой цирка

Не стоять на месте

– Что в планах Якутского цирка?

– Нам необходимо достроить вторую очередь цирка. Мы работаем над этим вопросом уже давно. В гримерках тесно, не хватает места для всех артистов, реквизит класть некуда. И нужен новый амфитеатр – многофункциональный зал на 1200 мест. Сейчас наш зал на 800 мест, и этого уже мало. Также в цирке должна быть обязательно гостиница для приезжающих коллективов, достаточно помещений для реквизита, оборудования. Когда появится вторая очередь цирка, существующий зал станет репетиционным для студентов циркового отделения АГИКИ, детской цирковой студии. Планов у нас много, и 50 лет творчества – это далеко не предел, собираюсь работать и дальше, благо силы и вдохновение для этого есть. Со строительством второй очереди цирка у нас появится Культурно-общественный центр – Международный центр циркового искусства Арктики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
28 апреля
  • -0°
  • Ощущается: -6°Влажность: 34% Скорость ветра: 8 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: