Арктика: на пороге масштабных изменений
Тема развития российской Арктической зоны сегодня как никогда актуальна. Вот и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики сообщило о завершении работы над Основами государственной политики в Арктике до 2035 года. Об этом корреспондент газеты «Якутия» беседовал с директором Арктического научно-исследовательского центра (АНИЦ) Академии наук РС(Я) Юрием Шипицыным.
Скоро документ подпишет президент. При участии арктических районов и экспертов научного сообщества разрабатываются новые стратегии и программы социально-экономического развития Арктической зоны России.
При этом определенную часть общественности будоражит мнение, что новые нормативные акты будут ориентированы скорее не на жителя Арктики, а на интересы хозяйствующих субъектов, занимающихся разведкой и добычей углеводородов.
Директор Арктического научно-исследовательского центра (АНИЦ) Академии наук РС(Я) Юрий Шипицын взял на себя ответственность развеять некоторые сомнения.
– Прежде всего отмечу, что задача таких центров, как наш – в отстаивании интересов своих регионов при реализации масштабных проектов, – говорит собеседник. – При этом мы взаимодействуем с региональными и федеральными институтами власти и органами местного самоуправления.
Понятно, что, когда в регион «заходят» крупные компании – это вызывает тревогу и настороженность: «А что будет с традиционным укладом жизни людей? А не пострадает ли наша хрупкая арктическая природа?» Это вполне обоснованные опасения, но при этом необходимо понимать, что масштабные изменения неизбежны и пойдут только на пользу жителям Арктики. Напомню, что благодаря усилиям правительства РС(Я) в Арктическую зону РФ включено 13 районов Якутии. Это безусловная победа, которая открывает возможность оказывать содействие развитию наших арктических территорий.
Демография и Севморпуть
– Юрий Александрович, известно, что население арктических районов республики существенно сократилось и продолжает сокращаться. Каким образом повернуть этот процесс вспять?
– Да, это негативная тенденция, на которую повлияли политические катаклизмы 90-х. Для каждого региона Арктической зоны РФ были характерны свои нюансы демографического кризиса. Однако обобщало их одно: коренное население было подвержено этому в малой степени, некоренное – в большей.
На мой взгляд, сегодня арктическая Якутия наименее подвержена этому явлению. Благодаря различным социальным программам и льготам отток населения замедлился, и даже можно уже говорить о его приросте. Сегодня численность населения арктических районов республики порядка 70 тысяч человек.
С другой стороны, развитие макроэкономики подразумевает развитие иных экономических процессов прикладного плана. Возьмем возрождение Северного морского пути. Это масштабный проект федерального значения, который предполагает не только оптимизацию транспортировки углеводородов на экспорт, но и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны.
Во-первых, порты в Тикси и Черском, являющиеся важными для Севморпути, необходимо кому-то обслуживать. Плюс ко всему потребуются ремонт и строительство региональных дорог, ведущих к этим портам. Во-вторых, нужно привести в порядок бары арктических рек, имеющих значение для Севморпути, – Анабара, Оленька, Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Это будет очередной толчок развития инфраструктуры арктических населенных пунктов. Конечно, потребуется вливание огромных средств, и Якутия в одиночку это не осилит, а вот для федерального центра этот вопрос вполне решаемый.
Арктические цены
– Юрий Александрович, в наших арктических районах отменили часть налогов, однако с ценами на продукты и промтовары по-прежнему ничего поделать нельзя – очень высокие.
– Действительно, часто бывая в арктических районах, не перестаю поражаться ценам на прилавках. В среднем, десяток яиц 300 рублей, огурцы-помидоры – 500-600 руб., яблоки – от 500 и т.д.
За счет логистики привозные продукты в Арктике дорожают в разы. Примерная система ценообразования: взяли среднюю оптовую цену Якутска, прибавили тариф перевозки (от 200 рублей за кг), а также свою торговую накрутку – вот и получились яблоки за 500 рублей. Это ненормально. Думаю, ситуация должна решаться по мере реализации стратегических проектов, когда параллельно будут решены проблемы малой авиации в плане снижения себестоимости авиаперевозок, а флот увеличит количество малотоннажных судов для перевалки грузов по обмелевшим рекам. Удешевление логистики неизбежно повлияет на себестоимость продуктов на прилавках.
Разумеется, решение этих вопросов потребует времени. Однако уверен, хозяйствующие субъекты, занимающиеся разведкой и добычей углеводородов, будут вносить свою лепту в эти социальные обязательства. Бизнес в Арктике должен быть социально ориентированным.
А пока у жителей арктических районов вот уже несколько лет особой популярностью пользуются «Зеленые рейсы». Ведь это свежие овощи и фрукты, яйцо и молочная продукция, колбасные и кондитерские изделия, детское питание. И пусть они редкие, эти «Зеленые рейсы», но все же они осуществляются.
О рыбной ловле слово замолвим
– Какие шаги предпринимаются для нормализации ситуации в сфере арктического рыболовства?
– Безусловно, необходимо на федеральном уровне решать вопрос об увеличении квот на вылов рыбы, приостановить регистрацию сетных орудий, создать пункты приема и мини-заводы по переработке рыбы.
– Все-таки – переработка? А как же печальный прецедент с Чокурдахским рыбозаводом – сначала растащили, а потом и вовсе… сгорел?
– Там другой случай, там недоразумения начались с назначения руководства со стороны, которое ничего в рыбной промышленности не понимало. Все это и привело к разорению. А вот обратный пример – рыболовецкая артель «Аллайха». Прошлой осенью за счет средств Минсельхоза был приобретен рыболовецкий моторный бот – новое судно, с завода, сделанное практически по заказу рыбаков и с учетом их пожеланий! Это судно обеспечивает безопасную и продуктивную ловлю в прибрежной морской зоне. При этом рыбаки следят за его техсостоянием. Так что параллели с печальным заводом неуместны – подходы абсолютно разные.
От буржуек к мини-АЭС
– Как вы смотрите на идею поэтапного перехода от дизельных электростанций на атомные электростанции малой мощности?
– Когда у нас в Арктике появятся крупные энергопотребители, а они неизбежно появятся, этот вопрос так или иначе потребует решения. ДЭС в населенных пунктах – это удачный пример решения проблемы в прошлом. Тогда надо было уйти от использования угля, вот и перешли на дизельное топливо. Его и транспортировать проще и по объему его надо меньше. А еще раньше, до угольных котельных, все сидели с печками-буржуйками. Но вот пришла пора признать, что генерация энергии в труднодоступных арктических районах посредством дизельных электростанций – это вчерашний день.
Так, одна топливная загрузка для атомной электростанции малой мощности на базе реакторной установки «РИТМ-200» равноценна полумиллиону тонн дизельного топлива. Причем хватает этой загрузки на десятки лет. Поэтому новейшие российские разработки в области малогабаритных АЭС в ближайшее время могут прийти на помощь в решении этого вопроса. Они будут обеспечивать и рядовых потребителей, и компании-недропользователи.
Если мы обеспечим надежное энергоснабжение, нормальный Интернет, волоконно-оптические линии связи, человек в Арктике не будет ощущать оторванность от цивилизации. Это не только решит вопрос с оттоком населения, но и принесет дивиденды в виде появления новых ученых в области физики, математики, биологии и других научных сфер.
Наконец, федеральным властям в принципе необходимо сохранять население и населенные пункты в Арктической зоне, так как это вопрос геополитической безопасности, ведь отсутствие населения и поселков провоцирует угрозу целостности наших границ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: