yakutia-daily.ru

Арктический центр — амбициозный проект, необходимый всем

Арктический центр эпоса и искусств уже на стадии проработки только самой концепции вызвал столь бурные дискуссии, что еще долго будет на слуху. Кто-то из якутян начал ратовать «за», кто-то – «против» строительства Центра, однако и те, и другие признавали – без подробных разъяснений общественный вердикт вынести невозможно. 

Что за центр?

Арктический Центр — крытое общественное многофункциональное социокультурное пространство — разместится на берегу озера Сайсары, неподалеку от спортивного комплекса «Триумф». В его состав войдут Государственная филармония, Театр Олонхо и Саха театр, Театр коренных малочисленных народов Севера, ансамбль «Туймаада», ансамбль «Виртуозы Якутии», Музей и центр хомуса народов мира, Музей музыки и фольклора народов Якутии. Многие из них сегодня существуют без собственного помещения, их коллективы вынуждены «одалживать» сцену у других театров.

Ключевым образом Центра станут три больших куполообразных строения, выполненных в виде традиционного летнего жилища якутов – урасы. Самая высокая из них будет достигать 38 метров.

— Говорить о том, как будет выглядеть Арктический центр искусства и эпоса пока рано, потому что сейчас завершается работа над эскизной концепцией проекта. Мы встречаемся с архитекторами, смотрим их проекты, обсуждаем идеи, — рассказывает Государственный советник Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов. — После создания проекта будут проведены общественные слушания. Но хочу отметить, что подписание соглашения с компанией ВИС – своеобразная точка отсчета нового времени. Предстоит кропотливая работа по проектированию этого сложнейшего в технологическом плане объекта. Нужно контролировать, чтобы все идеи и замыслы, особенно в части театрально-концертной, были реализованы инвестором и подрядчиками.

Сейчас я нахожусь в Чечне в качестве одного из художественных руководителей I Всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация», куда приглашен наш спектакль «Желанный голубой берег мой», сотканный из культур многих народов. И я, говоря об Арктическом центре эпоса и искусств, говорю о том, что ему предстоит через северо-восточно-азиатское эпическое наследие включиться в контекст планетарной арктической культуры.     

Мы должны быть амбициозными

Свое мнение по поводу самой идеи строительства Арктического центра высказал на встрече с главными редакторами СМИ глава региона Айсен Николаев:

— Споров много. Сумма, которую озвучили, на самом деле очень большая. Люди думают: вот, собрались строить центр за 18,5 млрд, как будто мы должны в этом году взять и заплатить эти деньги. Но, во-первых, 18,5 млрд – это максимальная стоимость, которая может быть заплачена на период до 2031 года, при этом туда входит не только сама стоимость строительства – это, если не ошибаюсь, 9,5 млрд рублей, плюс транзакция за привлеченные средства, плюс обслуживание здания – вода, электричество, газ, плюс налоги на имущество на период до 2031 года.

Говоря о необходимости строительства Центра, глава подчеркнул высокий уровень развития культуры в регионе:

— По развитию культуры мы вышли на определенный уровень и должны решить, что такое культура Якутии, каково место Якутска в культурном пространстве не только республики, но и России, а может быть, даже мира.

Давайте определимся: мы за то, чтобы Якутск оставался заштатным провинциальным городом, особо ни на что не претендующим, и никаких амбиций в культурном духовном развитии не ставил, или мы все-таки считаем, что культура у нас есть – не только национальная культура народа саха, но и культура других народов, высокая классическая культура, которая достойна того, чтобы занимать лидирующие позиции в стране?

Множество городов выбирают первый путь. Но есть и другая точка зрения: мы амбициозные люди, мы должны ставить перед собой высокие задачи и достигать их. В постсоветское время мы сумели поднять культуру на очень высокий уровень и сегодня отказ от этих амбиций повлечет за собой отказ от очень многих вещей: зачем нам тогда Высшая школа музыки, Театр Олонхо, Государственная филармония?

Особо Айсен Николаев остановился на необходимости обсуждения проекта:

— Конечно, надо его обсуждать. Инициаторы проекта – строители, архитекторы, работники культуры, члены Общественной палаты с другими экспертами должны находить общие подходы. Должно быть много встреч, мы должны этот объект контролировать. Там ведь будет огромное количество общественных пространств, это будет Центр креативной индустрии и нашей республики, и всего Дальнего Востока. Конечно, мы будем добиваться, чтобы была выделена федеральная поддержка, и тогда вместо 18,5 млрд будет потрачено 10 млрд. Для сравнения: на Приморский кластер – филиал Мариинки уже потрачено 35 млрд, и он еще строится. В Кемерово, Калининграде, Севастополе стоимость аналогичных объектов гораздо больше.

Строительство центра – закономерный этап

По мнению директора Государственной филармонии РС(Я) Туяры Пестряковой, не только филармония, но и вся музыкальная общественность ждет этого здания:

До сих пор в нашей республике нет концертного зала. Притом, что музыкальная культура у нас на очень хорошем уровне. Строительство этого центра – закономерный этап. К слову, во Владивостоке, где построена Приморская сцена Мариинского театра, существует проблема с кадрами. Там ведь нет учебных заведений, подобных нашим — Высшей школы музыки, хореографического училища. У нас, как вы знаете, наоборот: кадров стало достаточно для создания симфонического оркестра, а зала нет. К тому же мы стремимся к тому, чтобы Якутск вошел в карту географии гастролей ведущих музыкантов мира. Недавно к нам приезжала звезда мировой оперной сцены Хибла Герзмава, и ей очень непросто было выступать у нас, хотя оркестр и дирижер ей понравились. Так что ждем зала с хорошей акустикой.

Это будет центр культуры всей Якутии

Заместитель директора Театра Олонхо Мария Турантаева по поводу строительства центра высказалась очень эмоционально:

— Это же будет Центр культуры всей Якутии! По моему мнению, собрать несколько учреждений культуры в одном месте – очень хорошая идея, будет существенная экономия по содержанию здания. Новосибирский театр оперы и балета открылся 12 мая 1945 года. Спрашивается, когда его начали строить? Тогда, вы думаете, людям было легко? Или были лишние деньги?  Советская власть хорошо понимала значение культуры. Отправляя людей на целину, там первым делом строили клубы. Строительство Арктического центра эпоса и искусств – не деньги на ветер, а инвестиции в будущее.

Неужели мы не заслужили такой подарок?

Художественный руководитель Театра юного зрителя, народный артист Якутии Алексей Павлов считает, что современный Центр нужен всем:

Нам давно нужен современный центр, отвечающий всем требованиям – с залами-трансформерами, увеличивающимися-уменьшающимися сценами. Это был бы хороший, достойный подарок к 100-летию республики. Разве мы его не заслужили? И не только «культуре» он нужен, но и всей республике. Место для него подобрали хорошее – на берегу озера Сайсары. Были мы в Казани, видели символ Татарстана – Казанскую мечеть. А этот центр стал бы символом Якутии, гордостью столицы и республики. Как, например, Мариинский театр – символ Санкт-Петербурга и русского балета.

Елена Карпова, Кюнней Еремеева.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top