Андрей Борисов: «Сейчас на наших глазах решается судьба всего мира»

Андрей Борисов: «Сейчас на наших глазах решается судьба всего мира»

«За событиями на Украине я, разумеется, слежу, как и каждый человек, которому небезразлична судьба России, Украины – и не только. Сейчас на наших глазах решается судьба всего мира», – начал наш разговор лауреат Государственных премий СССР, РФ, народный артист России Андрей Борисов.

«Сила духа – извечна»

– На ум мне приходит выражение: «Извечна сила духа». А для того, чтобы дух был силён, должно быть сказано слово – Слово правды. Правда становится опорой и даёт силу духу.
Сейчас в соцсетях очень много негатива, и его не просто много – на нас идёт настоящий вал негативной информации. И он не вчера появился.

С момента появления соцсетей общественное сознание приучали реагировать на отрицание, на чёрную сторону жизни. На все лады склоняя великих, да и просто крупных деятелей прошлого и настоящего, сознательно разрушали их авторитет. И организм, привыкнув к этой «стряпне», перестал принимать другую пищу.

Фейки ведь появляются не на пустом месте. Это работа. Огромная – и по объёму, и по разрушительной силе – работа.
И чтобы противостоять ей, свою работу надо переводить на другие рельсы. На созидание, а не на разрушение.

Посмотрите, как презентуют себя миру бандеровцы и нацисты, как они маршируют, демонстрируя вроде бы физическую силу, устремлённость, уверенность в своих идеях, а если вглядеться внимательнее – внутри у них пустота. Разве сильный будет прикрываться женщинами, детьми, стариками? Это делает только тот, кто, чуя неотвратимость возмездия, пытается его отсрочить. Понятно, что у зарубежных пропагандистов и украинского режима есть и другая цель – списать неизбежные при срыве гуманитарных коридоров жертвы на российскую армию.

Думаю, со стороны нашего командования было бы верным шагом ввести политпросвещение в войсках. В данном случае оно необходимо. Человек, вытравливающий нацистский дух, должен воевать убежденно, знать, за что он воюет. А наши ребята – они сейчас весь мир спасают. Будущее спасают. Сейчас, когда очевидно, что на Украине работали и над созданием бактериологического оружия, и ядерного.

«Я лакец, я дагестанец»

– Прошлым летом, когда у нас шла борьба с огнём, я в своей статье, опубликованной, кстати, в «Якутии», чётко разделил героев, вставших на борьбу с огнём, и пятую колонну – тех, кто, пользуясь ситуацией, всячески пытался натравить людей друг на друга, настроить против власти.

К слову, для меня не стало неожиданностью то, что медийные, назовём их так, лица отказались поддержать свою страну. Я никогда не называл шоу-бизнес культурой. Какая же это культура? Прикрываясь пацифистскими лозунгами, они изображают из себя борцов за правду и справедливость – то есть как раз за те нравственные категории, за которые Россия сегодня бьётся. А людей, несущих подлинную, высокую культуру – Валерия Гергиева, Анну Нетребко – сейчас травят, изгоняют со сцены. Не шоуменов, заметьте.

Конечно, мир культуры изменится. Это неизбежно, да и, честно говоря, давно пора. На сценах театров России давно идёт разгул провокационно-эпатажного сексизма, как я это называю. Людей настраивают на такие «ценности», что власть неизбежно должна изменить своё отношение к происходящему.

Считаю, что Ассоциация национальных театров создана очень вовремя.
На днях Президент России, объявляя о присвоении погибшему на Украине лейтенанту Гаджимагомедову звания Героя России, сказал: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, я ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин». Такой и должна быть идеология.

Выступая в свое время в Госдуме, я предлагал создать программу «Духовный Транссиб», чтобы все наши республики, все наши народы чувствовали локоть друг друга, а не разбегались по отдельным республикам и регионам. Российская театральная программа «Большие гастроли» должна ещё больше расшириться, чтобы мы узнавали друг друга, узнавали, чем мы похожи, передавали друг другу главные ценности, утверждали их – их, а не те «ценности», которыми нас усердно потчевали последние десятилетия [прозападные идеологи – прим.ред.].

«Кино воспитывало нацию»

– Что касается отказа крупнейших американских киностудий прокатывать свои фильмы в наших кинотеатрах – что ж, конечно, киноиндустрия США завоевала весь мир, но есть азиатское кино – китайское, корейское, монгольское, и оно начинает набирать обороты.

Но для нас главное – российский кинематограф, пришедший на смену советскому, которое было правильно выстроено, идеологически чётко направлено. А как иначе? Искусство, и в первую очередь кино, всегда было идеологией. Кино, и прежде всего кино, воспитывало нацию. Литература шла после него.

Меня, к слову, беспокоит, что некоторые наши победители фестивалей показывают, по выражению Горького, «свинцовые мерзости нашей жизни». А европейские кинофестивали – они ангажированы, аффилированы, заинтересованы в том, чтобы показывать российскую действительность с негативной стороны. Это политика.

Посмотрите, во что спорт превратили. Западные идеологи работают методично, умаляя честь и достоинство наших спортсменов и деятелей высокого искусства, потому их победы рождают гордость за страну, воспитывают силу духа, чувство гражданственности и патриотизма. А через умаление их чести и достоинства умаляют честь и достоинство нашей Родины, нашего народа.

Нам надо этому противостоять, а не просто плакаться в жилетку: мол, нас туда не пустили, сюда не пустили. А как противостоять? Создавать высочайшие произведения культуры, и власть, государство должны сделать все, чтобы народ понимал значимость этого.

В кино, театрах и на стадионах куётся нация: туда заходит толпа, там становится публикой, а выходит народом со своими нравственными идеалами, прошлым, настоящим и будущим.
Руководство нашей республики это понимает. Разработка законопроекта о кино – очень важный шаг.

«Воспитать» и «зарядить»

– Тем, кто говорит, что сейчас не время для форумов, культурных мероприятий и праздников, я бы хотел сказать – это государственные мероприятия, и они требуют к себе соответствующего отношения, иначе культура начинает терять свои опоры. Культура в становлении государственности и гражданственности имеет величайшее значение.

А как профессор АГИКИ с 20-летним стажем, воспитавший больше 120 артистов и режиссёров, хочу отметить: прежде всего я хочу вырастить из них профессионалов и людей с гражданской позицией. Без гражданской позиции нет художника. Если для кого-то главное – высказывание, высказаться, и при этом плевать на то, как живёт его народ, как развивается его страна, какое место она занимает в ряду других стран, – тогда это кто угодно, но не художник.

Образование без воспитания очень опасно. Есть якутское слово «иитии», у которого двойной смысл – «воспитать» и «зарядить». И наша задача – зарядить нашу молодёжь на дальнейшую жизнь идеалами, помыслами, идеями. И я никогда не устану повторять, что театр – он для народа. И кино – для народа. Вся культура – для народа. Не только для фестивалей. Мастера культуры должны быть с народом.

Фото: Андрей Сорокин.

:

+1
51
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
23 мая
  • Ощущается: 6°Влажность: 49% Скорость ветра: 3 м/с