X

Анатолий Николаев: Важно сохранять преемственность поколений

Интервью с заслуженным артистом России, который руководил Саха театром 22 года

Заслуженный артист РФ, народный артист РС(Я), лауреат Государственной премии имени Платона Ойунского Анатолий Павлович Николаев был директором Саха академического театра с 1998 года. А преемника себе он готовил уже давно. О достижениях театра за время его правления, преемственности поколений и миссии — в интервью корреспондента «Якутии». 

Экзамен на профпригодность

– Самое большое наше достижение за минувшие 22 года? Так мы же вплоть до XXI века были бездомными. Строительство собственного здания началось лишь в 1998-м. Вот это и есть самое большое достижение, а то, что два года пришлось контролировать весь процесс, не имея никакого касательства к стройкам, было, можно сказать, экзаменом на профпригодность.

Тогда же, в 1998-м, мы отправили на учебу в свое родное Щепкинское училище нашу пятую студию. Тогда там проректором по учебной части был Владимир Прохорович Селезнев, воспитавший не одно поколение якутских артистов. Мы все у него учились, и нам было важно, чтобы эта студия училась в наших родных стенах. Это ведь наше будущее.
Кстати, Петр Макаров как раз из этой студии. Позже он закончил ещё Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности «менеджмент театра». А в общей сложности мы его готовили три года, потом он ещё год был на должности заместителя директора, чтобы постичь все «от» и «до». А как иначе?

Директор должен знать театр изнутри, вникать буквально во все. В нашем деле мелочей нет. И кроме театра, другой жизни тоже нет. Нас так учили. «Вы должны быть гражданами своей нации, своей республики, своего государства и рода человеческого», – говорили нам наши преподаватели.

«Подняться ещё выше»

– Служение своему народу – очень большая ответственность. Поэтому так важно, чтобы коллектив поддерживал своего директора. Один ты на этом посту ничего не сделаешь, не сможешь. У меня, к счастью, эта поддержка была. Есть она и у Петра.

Важно сохранять преемственность поколений. Мой предшественник Степан Иннокентьевич Емельянов – щепкинец, как и Александр Алексеевич Габышев, при котором на волне успеха спектакля «Желанный голубой берег мой» наш театр достиг небывалых высот.

В 1985-м, когда спектакль Андрея Саввича Борисова – дипломный спектакль! – показывали автору повести «Пегий пёс, бегущий краем моря» Чингизу Айтматову, он сказал, что мы подняли свою планку очень высоко. «Удержаться на такой высоте будет трудно, – сказал он. – А падать с такой высоты – очень больно, поэтому постарайтесь удержаться». Держимся до сих пор. Но хочется подняться ещё выше. Останавливаться нельзя.

Театр отвечает за духовное развитие республики. Он сам – воплощённый дух народа, дух нации. Все, кто возглавляли, возглавляет республику, это понимают – Михаил Ефимович Николаев, Вячеслав Анатольевич Штыров, Егор Афанасьевич Борисов, Айсен Сергеевич Николаев. Понимают и всегда поддерживают.

Национальный театр существует для того, чтобы народ не исчез, чтобы сохранил «душу живу» и шел по пути развития, прогресса.

Наш язык, наши традиции, наше самосознание, наша история, наше вчера, наше сегодня и наше завтра – вот что такое театр.

От уборщицы и контролёра до директора и художественного руководителя – все работают на это, осознавая важность своей миссии.

Это не высокие слова, а наша сегодняшняя реальность, ведь сейчас мы стоим вровень с самыми именитыми театрами Европы, Азии, Америки. Мы, народ с численностью меньше полумиллиона, ведём разговор на равных с театрами многомиллионных наций. Все наши достижения – это достижения народа саха, и наша задача, наша высшая цель – донести до людей посредством театрального искусства нашу уникальную культуру, наш уникальный язык.

«Возвращение к истокам»

– По мере сил собираюсь помогать Петру в его трудной работе – я у него сейчас заместитель. Наши предки носили своих старцев за спиной, чтобы те поддержали их советом в трудную минуту. Но советовать – не значит вмешиваться. У него свои планы, своя стратегия. И коллектив в него верит.

Мы, артисты, приходим в свой храм, чтобы внести лепту в общее дело – создание спектаклей, которые, как нам бы очень хотелось, жили в памяти поколений, помогали бы людям найти точку опоры в этой непростой жизни. Но для этого каждый его участник – и рабочий сцены, и бутафор, и осветитель, и артисты с режиссером – должны вложить в него все без остатка. Совмещать это с директорством нелегко. У директора нет выходных, нет праздников. На работе разве что не ночуешь. Где тут о роли думать – роли, которой надо отдаваться всецело. Зато сейчас… Громко говорить не хочу, но признаюсь, что очень рад «возвращению к истокам».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 06.05.2020 15:32

Related Post