Анастасия Огонёрова: «Даже просто помять глину – это уже хороший релакс»

Анастасия Огонёрова: «Даже просто помять глину – это уже хороший релакс»

Как любимое занятие переросло в бизнес.
Читайте нас

Смастерить своими руками кружку любимому мужу, вылепить вазочку на свой вкус или повторить со своим молодым человеком кадр из фильма «Привидение» за гончарным кругом? Легко! В керамической мастерской «Stek» всё это становится реальностью. О том, как любимое занятие переросло в бизнес, в интервью «Якутии» рассказала Анастасия Огонёрова, художник-керамист, хозяйка мастерской.

Три девицы-мастерицы

– Когда мы только начинали, занятие керамикой ещё не было так популярно, – говорит Анастасия. – Это сейчас у меня работают два мастера, а в расписании нет окошек. Начинала я в гараже, который мне любезно предоставили родственники, а затем сняла помещение, где и занималась своим любимым делом. Понемногу знакомые, друзья стали просить провести для них мастер-класс, так появилась идея проводить занятия для всех желающих.

Сегодня в уютной мастерской на десятом этаже жилого дома стоят гончарные круги, большой стол, чаны, где заготавливается глина, а на стенах – много полок с готовыми изделиями. На одной полке выставлено большое количество кружек, вазочек, пиал, тарелок – это работы людей, которые слепили их на мастер-классах. Забирать готовые изделия можно только через 10 дней, когда они пройдут обжиг.

В мастерской работают трое. Кроме хозяйки, есть два мастера – Аюша и Нарыйа. Они проводят мастер-классы для детей и взрослых. Дипломированными художницами в этой тройке являются Анастасия и Аюша. Они закончили художественный институт в Красноярске.  Свои работы  выставляют не только в Якутске, но и принимают участие в конкурсах российского уровня. Недавно работа Анастасии – ваза «Пустота», заняла первое место в конкурсе работ молодых художников в Якутске.

Модное хобби

– К нам приходят люди разных профессий, но больше офисные работники – бухгалтеры, медики, банковские работники, – рассказывает Настя. – Рутинная работа изматывает, душа требует творчества. Керамика успокаивает, на гончарном круге развивается пространственное мышление. Очень полезна она для детей. Ребёнок становится спокойнее, усидчивей. Бывает, что приходят именно по рекомендации врача, применяя лепку как вид психотерапии. Даже просто помять глину – это уже хороший релакс. Некоторые хотят сразу функциональную вещь, но это не самое важное. Конечно, приятно самому смастерить кружку, из которой будешь пить чай каждый день, но на самом деле здесь важен сам процесс.

Гончарное ремесло – это самое первое ремесло человека, оно появилось тогда, когда древним людям понадобилась посуда. Они изготовили тарелку из комка глины и обожгли её в костре. Потом появился гончарный круг, который сначала был ножным – крутили его ногами. Постепенно гончарное мастерство развивалось. К примеру, на Руси стали делать молочение, это когда глину опускают в молоко, которое забивает поры глины, чтобы та не пропускала воду. А сейчас этот процесс заменяет покрытие глазурью.  Молочение сейчас используется больше в декоративных целях.

Начинают мастер-класс с самого простого – плоской вещи, тарелки. Чем выше изделие, тем сложнее. Со стороны кажется, что легко слепить вазочку, особенно на видео, где это делает мастер. На самом деле в первый раз это сделать невозможно, разве что с помощью мастера. Поэтому сначала выполняют вещи попроще.

– Посуда – это самое элементарное, – делится Анастасия. – Есть садовая, парковая, интерьерная керамика, изделия могут достигать гигантского размера. Из керамики также делают плитки, украшения для интерьера.  Когда начинали мастер-классы, то вначале предлагали посетителям изготавливать только посуду. Однако в Якутске очень много творчески развитых людей, и они стали предлагать для воплощения самые разные вещи. Правда, воплотить их на первом занятии все-таки не удастся, но те, кому гончарное ремесло понравилось, приходят ещё и ещё раз, и вот они претворяют в жизнь уже более интересные идеи. Среди наших клиентов много тех, кто приходит к нам постоянно. И по своему опыту могу сказать, что после четырёх занятий можно делать большие, сложные вещи.

У ребёнка лепка, если  вдруг  не  станет любимым занятием, поможет раскрыть какой-либо другой талант. Главное – дать свободу творчества, и человек начинает раскрываться, считает мастер. Здесь нет какой-то определённой программы. Мастера просто помогают воплотить вашу задумку, но в то же время обучают каждый раз чему-то новому в технологическом плане.

В марте этого года Анастасии позвонила девушка, которая ходила на мастер-классы, и попросила провести мастер-класс для главы региона Айсена Николаева накануне 8 Марта.

– Айсен Сергеевич работал полтора часа, он изготовил две тарелки и вазочку, -рассказывает Анастасия. – Он рассказал, что ему нравится делать такие творческие подарки – в прошлом году, к примеру, подарил картины жене и дочке, а в этот раз решил изготовить керамику.  Айсен Сергеевич сам выбирал форму, цветовую гамму, рисунок. Я только помогала, направляла.

Художник – это образ жизни

Анастасия говорит, что рисовать она стала в детстве, глядя на старшую сестру. В начале особой склонности к этому виду искусства не замечала, просто повторяла за ней. Обеих девочек отдали в художественную школу, когда Насте было всего 6 лет. Там девчушка и нашла себе занятие по душе – полюбила занятия с глиной, керамикой. Когда же настало время поступать в институт, сомнения были только в одном – идти на отделение скульптуры или керамики. Выбрала керамику, потому что она очень разносторонняя, в ней есть и живопись, и графика, и скульптура, делится мастерица.

Закончила Анастасия отделение керамики художественного института в Красноярске. В годы учебы познакомилась с мужем, скульптором Егором Огонёровым. До переезда в Якутск жили вместе 4 года. Когда встал вопрос о переезде в Якутск, Анастасия сначала сомневалась, никак не могла решиться уехать на север, так далеко от родных.

– Муж отнёсся к моим сомнениям с пониманием, долго готовил к переезду и родителей моих подготовил. Сейчас я не жалею, мне понравилось здесь. Родственники мужа приняли меня очень хорошо, так что адаптация прошла успешно.

Сначала Анастасия занималась керамикой только для себя. Поставили в гараже у родственников ванну, добыли намцырскую глину, из неё стала что-то лепить.

– Когда у меня родился ребёнок, начала заниматься керамикой более плотно. Делала всё сама – была и уборщицей, и мастером.

Затем, убеждённая в том, что в жизни надо делать только то, что нравится, Анастасия решила открыть своё дело. Защитила в Центре занятости проект и благодаря субсидии купила первый гончарный круг. Дальше – больше. Подала на президентский грант, выиграла и купила печь.  На неё пришлось ещё добавлять денег – стоит она примерно, как машина. Словом, всё приходило постепенно.

Не могу удержаться и не спросить – по моему представлению, вся посуда у владелицы гончарной мастерской дома должна быть дизайнерская. Настя смеётся – есть, конечно, кружки, формы для запекания, но пока не всё задуманное сделано. Но вот в новом доме, который пока строится, она планирует сделать сама и раковину, и плитку.

О процессе

Глину заказывают аж из Москвы. Одной тонны глины хватает на полгода. В первые годы было достаточно и триста килограммов. Самим добывать такое количество невозможно, это трудный процесс, который занимает много времени.

– Сначала мы подготавливаем глину, чтобы она была в нужном состоянии, – посвящает в секреты мастерства Анастасия. – Берётся глина, хорошо разминается, чтобы там не было воздуха, потому что он будет сильно мешать. Итак, глина разминается, из неё выбивается воздух, только после этого идём на гончарный круг, где сначала центруем изделие, чтобы комок крутился в центре. Если не найден центр, он обязательно съедет, и изделие потом будет кривым. Центруем, вытягиваем сначала цилиндр, и уже из цилиндра делается та форма, которую хочешь.

После придания формы изделие сушится. Время сушки зависит от размера: среднего размера изделие сохнет два-три дня, может, даже четыре. Плоские большие тарелки сохнут дольше, потому что они подвержены деформации. Потом они первый раз обжигаются в печи, раскалённой до 900-1000 градусов. Первый обжиг длится 12 часов. В духовке у себя дома сделать это невозможно, так как 900 градусов для глины – это минимум. Потом изделие вынимается, покрывается прозрачной глазурью и возвращается в печь ещё на 12 часов. Теперь уже температура обжига составляет 1200 градусов. Только после этого изделие готово.

Есть ещё много разных промежуточных процессов, технологических нюансов – в выборе и нанесении глазури, работе с глиной, печью и т.д.

Для мастер-классов используется два вида глины, а вот профессионалы работают с пятью и более видами. Например, есть такой вид – шамотная глина, в глину добавляется обожжённая глиняная крошка, чтобы изделие было более термостойким. Из нее делают, к примеру, садовую и парковую керамику.

– Сейчас появилось очень много разной глины. Раньше даже в Москве, в Питере сложно было её заказать, сейчас же выбирай — не хочу. Однако при работе с новым видом глины требуется каждый раз её проверять: делать пробники и обязательно уточнять, для каких целей она предназначена.

Было бы желание…

Как оказалось, чтобы стать мастером по керамике, не обязательно 6 лет учится в институте. Одна из мастеров, Нарыйа, обучалась ремеслу прямо в мастерской.

– Я сама сейчас редко работаю, – говорит Анастасия. – Провожу бесплатные мастер-классы, выполняю заказы. А работают с клиентами, в основном, два моих мастера – Аюша и Нарыйа.  И если Аюша закончила тот же институт, что и я, то Нарыйа обучалась у нас около пяти месяцев. К слову, обучить этому ремеслу не так-то просто – нужно, чтобы человек «горел» этим, был трудоголиком, физически был подготовлен. Кто-то очень долго учится, иногда одной центровке два-три месяца уделяется, а вот Нарыйа приобрела необходимые навыки довольно быстро. На самом деле у неё педагогическое образование, она была далека от декоративно-прикладного искусства.

Романтический вечер

В мастерской есть такая услуга, как «Романтический вечер». Пара приходит, выбирает одно или два совместных изделия, изготавливает его. Мастер-класс длится два часа. По словам мастеров, услуга набирает популярность. В этой мастерской было сделано уже два предложения руки и сердца. Одно было совсем недавно, и случилось это весьма неожиданно как для самой невесты, так и для мастера. Первый же раз предложение было сделано два года назад, парень подготовил всех, продумал мероприятие до деталей. Мастера поддерживают во всем своих клиентов, более того, рады, что такие судьбоносные вещи случаются в их мастерской.

– У многих гончарное мастерство ассоциируется с фильмом «Привидение». Были у нас и такие, кто распечатал фотографии из этого фильма в виде масок, и уже в таком виде фотографировались.

Бывает так, что человек ищет определённого цвета и формы тарелку, вазу, но не может найти. Тогда он приходит в мастерскую и делает её сам. Цена мастер-класса зависит от времени, а не от изделия.

Из Москвы в Якутск за керамикой

Разговор наш близится к концу, и в мастерскую подходят мастер Аюша и мальчик Матвей.

Матвей рассказывает, что занимается тут уже не в первый раз, сделал себе уже кружку, миску. За ним подходит девочка – Катя, которая приезжает в Якутск из Москвы к родственникам каждое лето. Уже третий год занимается у Насти. Здесь ей очень нравится. Работает она уже в разных техниках – любит гончарить, лепить из пласта. Также нравится работать с красками.

–  Я смешиваю краску с мылом и водой, выдуваю пузыри, получается интересный орнамент. Меня это расслабляет, дарит хорошее настроение. С нетерпением жду каждый раз, когда приеду в Якутск. Хожу в неделю три раза, но мне хотелось бы чаще. Думаю, что такие мастер-классы не только интересны, но и полезны!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
26 апреля
  • -6°
  • Ощущается: -12°Влажность: 58% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: