Аплодисментами встретила публика показ-дефиле моделей в национальной одежде и украшениях народа саха XVII-XX веков, реконструированных по произведениям народного художника Якутии Михаила Носова. И там было чему аплодировать!
У женщин глаза загорались при виде зимней шубы «бууктаах сон» из сукна и тафты, вышитой бисером, отделанной мехом бобра и рыси, расшитой выпуклыми украшениями из серебра, в комплекте с шапкой из бобрового меха, внутренняя полость которой — из беличьего меха, а сзади — лисьи лапы, мех рыси. Довершало великолепие серебряное нагрудное женское украшение илин-кэлин кэбисэр.
Если в начале показа люди сидели, то вскоре большая часть зрителей вскочила, вытягивая шеи и смартфоны, чтобы получше разглядеть и заснять нарядную меховую шубу-тангалай с рукавами и подолом, обшитыми бобровым мехом и ее сплошь вышитый бисером стоячий воротник, к низу которого были пришиты еще и медные гирьки. При этом вся наружная полость шубы спереди и сзади расшита бисером голубого, черного и белого цветов вперемешку с белыми бусинками. Шапка к ней сшита из меха соболя, бобра, белки и украшена бисерным шитьем и медными подвесочками, а надлобная часть — железной пластинкой, плотно пригнанной по форме лба. Какая тонкая работа! Поистине ювелирная…
Равно как и женская нарядная рубаха из сукна — опять же со сплошь расшитым бисером воротником – застегивающаяся ровдужными язычками-петельками в медные грибовидные пуговицы (основания петелек украшены кружочками кожи с бисерной вышивкой!), а на обеих сторонах груди нашиты бисерные украшения в виде перевернутых сердечек, с нижнего края свисают медные гирьки, прикрепленные к крупным бусинкам.
Нет, словами этого не описать, это надо видеть! И слышать – ах, как они нежно звенели при каждом шаге модели! И так же «пел» ровдужный начельник XVIII века с ниспадающими на грудь и откидывающимися за спину цепочками, отделанный бисером, серебряными квадратными и круглыми пластиночками и мелкими медными шариками.
Но не надо думать, что только женщины были такими щеголихами. Мужчины от них не отставали. Выходной кожаный камзол XVII-XX веков, плотно облегающий верхнюю часть туловища и плавно расширяющийся от талии книзу, оторочен полосой бобрового меха по обоим бортам, концам рукавов, вороту и подолу, а параллельно меховой оторочке по боковым швам и плечам отделан полоской материи желтого цвета с коричневым узором. А зимняя мужская шапка — из меха рыси и бобра с рожками и султанами из лисьих хвостиков, которые на нижних основаниях охвачены в кожаные кольца, расшиты голубым и черным бисером…
Даже на охоту щеголь минувших веков выходил с луком в вышитом чехле! Вся эта красота реконструирована по работам народного художника ЯАССР Михаила Носова.
Уроженец Сулгачинского наслега, он был известным этнографом, краеведом и участвовал в научных экспедициях Якутского музея и общества «Саха кэскилэ», где зарисовывал узоры тканей, детали отделки одежды, головных уборов, женских украшений, утвари, фрагменты орудий труда, жилищ, декоративное оформление погребальных и ритуальных комплексов. Эти рисунки потом легли в основу этнографического атласа в четырех томах «Образцы материальной культуры якутов ХVII – начала ХХ веков».
— На наше счастье, Михаил Михайлович все это зарисовал. В музеях от многого остались только истлевшие фрагменты. Или же сохранились детальные описания того, что ученые сдавали туда после раскопок, а сами экспонаты бесследно исчезли. И только благодаря работам Носова мы знаем, как они выглядели, — сказала после показа кандидат исторических наук, доцент СВФУ Светлана Петрова, консультировавшая амгинских мастериц, реконструировавших одежду наших предков по произведениям своего земляка.
Работа эта была долгой и трудной: реконструкция в натуральную величину одежды, украшений и предметов быта с максимально точной передачей деталей – дело само по себе нелегкое, но и препятствий было много.
— Мы едва успели начать мастер-классы, как началась пандемия, и дальнейшее общение шло через соцсети, — поделилась Светлана Ивановна. — Затормозило работу и то, что не было материала, а вы же сами видите, насколько ценный мех был использован. Мы и с «Сахабултом» договаривались, и использовали то, что мастерицам удалось найти самостоятельно. Когда пандемия наконец-то закончилась, возобновили и мастер-классы с участием сунтарских и хангаласских мастериц и даже летний лагерь на неделю организовали. К нам приезжали археологи Розалия Иннокентьевна Бравина, Александра Николаевна Прокопьева. Ведь среди наших женщин нет ни одного народного мастера. Они, можно сказать, впервые делали такую работу. Не скрою – приходилось и переделывать, перешивать. Но в итоге мы видим качественную работу, за которую я благодарна мастерицам и горжусь ими. Хотя… они ведь родом из Кулун-атахской культуры.
Впервые эти творения вышли в свет в музейном комплексе «Старая слобода» и на центральной площадке-тюсюлгэ Ысыаха Олонхо, а во время Декады Олонхо их увидели в стенах Национального художественного музея Якутии, где по такому случаю была устроена выставка графических листов из того самого атласа Михаила Носова.
И в таком великолепном антураже генеральный директор НХМ Влада Владиславовна Тимофеева и глава Амгинского улуса Степан Кузьмин подписали соглашение о взаимном сотрудничестве по реализации проекта «Раритеты Якутии. Амгинский улус».
Над масштабным научно-исследовательским, культурологическим проектом «Раритеты Якутии» музей работает с 2011 года, а в нынешнем экспедиция под руководством главного научного сотрудника Аси Львовны Габышевой побывала в 12 наслегах Амгинского улуса.
This post was published on 30.11.2024 13:00