Фото предоставлено А.В. Быстровой
Алена никогда не думала, что станет учителем. Выросшая на берегах реки Амги, красота которой воспета в песнях и стихах, она очень любила природу родного края. Она мечтала стать географом, но, как говорится, от судьбы не уйдешь.
Любимая география
В апреле на торжественной церемонии закрытия регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» назвали имя лауреата Премии имени народного учителя Якутии, заслуженного учителя РСФСР и Якутской АССР Н.И. Афанасьева – им стала учитель географии Амгинского лицея имени Л.В. Киренского Алена Вячеславовна Быстрова.
Премия вручается лучшим работникам системы образования за особые заслуги и достижения в области краеведения и воспитания экологической культуры, активную деятельность, направленную на пропаганду изучения и сохранения родного края. Лауреат премии Алена Быстрова работает учителем уже 31 год. Признается, что очень любит свою профессию.
– Как учитель-географ стремлюсь к тому, чтобы мои ученики любили свою малую Родину, ведь именно с любви к родным местам все и начинается. География – это универсальный предмет, который и воспитывает, и учит, и помогает ориентироваться в пространстве, и дает практические навыки, — отмечает Алена Вячеславовна.
Между тем Алена никогда не думала, что станет учителем. Выросшая на берегах красавицы Амги, красота которой воспета в песнях и стихах, она очень любила природу родного края.
– Помню, в школе я любила географию, мне нравилось наблюдать за изменениями климата, за временами года. У нас был прекрасный учитель, краевед Маркел Тихонович Михайлов, который и привил любовь к своему предмету. Хотела стать географом, поэтому после школы поступила на биолого-географический факультет СВФУ. Но учителем быть не хотела. Я заикалась, к тому же у меня были проблемы с дикцией, из-за этого страшно комплексовала и даже не думала о профессии учителя, – делится воспоминаниями Алена Вячеславовна.
Родилась Алена в семье Лидии и Вячеслава Уваровых. В 1985 году после окончания Амгинской средней школы №1 поступила в университет. Учиться было интересно, поэтому со второго курса девушка устроилась на работу в лабораторию геоботаники. Там ближе узнала об этом разделе биологии, который стоит на стыке ботаники, географии и экологии, познакомилась с Прасковьей Алексеевной Гоголевой, которая преподавала этот предмет. Беседы с ней многое дали будущему географу.
20 лет в одной школе
По университетскому распределению Алена должна была поехать в Бердигестях Горного улуса, но к тому времени она уже обзавелась семьей и родила ребенка. А поскольку вышла она замуж за своего одноклассника, молодая семья, конечно же, приехала жить в родные места – в Амгу. Через год, в 1992-м, Алена Быстрова пришла работать в родную Амгинскую среднюю общеобразовательную школу № 1 имени В.Г. Короленко. Вначале молодого педагога взяли педагогом-организатором, а после первой четверти вдруг освободилось место географа. Так Алена Вячеславовна неожиданно для себя стала учителем географии и проработала в этой школе 13 лет – до 2005 года.
– Тогда директором школы работал Василий Иннокентьевич Слепцов, а завучем по воспитательной работе – Александр Семенович Поскачин, – вспоминает Алена Вячеславовна. – Эти 13 лет прошли очень плодотворно, с годами пришел педагогический опыт. Сейчас с благодарностью вспоминаю коллег, с которыми работала в те годы – заслуженного учителя школы Якутской АССР Веру Семеновну Бессонову, педагога допобразования Амгинской станции юных натуралистов Григория Дмитриевича Попова, который увлек меня туризмом, и многих других.
А в 2005 году Алена Быстрова перевелась в гимназию, ныне Амгинский лицей имени Л.В. Киренского. Повлиял на это решение простой факт – близость к дому и детскому саду, куда ходил ее второй сын. Ее взяли совместителем – прежний учитель географии учился в аспирантуре. Но уже на следующий год Алену Вячеславовну взяли на полную ставку. Так, с 2005 года и по сей день – вот уже почти 20 лет – Быстрова работает учителем географии в Амгинском лицее имени Л.В. Киренского.
Настоящая сенсация
– Мне нравится, что моя профессия позволяет тесно общаться с природой, ведь с первых дней работы учителем я выводила детей на экскурсию – на практические занятия на природу, особенно часто мы выходили весной и осенью, – рассказывает моя собеседница. – Тем более, увидев мою практическую часть урока, меня поддержали в лицее. К тому же у меня появились единомышленники – учителя химии и биологии. И мы, три учителя, объединив свои усилия, создали клуб «Адонис» – Амгинский детский объединенный научно-исследовательский союз, куда включили и детей, интересовавшихся исследовательской работой. А таковых оказалось много. Мы выходили на экскурсии, проводили различные мероприятия.
К тому времени использование национально-регионального компонента стало неотъемлемой частью образовательного процесса. А когда я работала в школе, у меня была мечта – выпустить учебник по краеведению, чтобы нам, учителям, было легче вести уроки. И эта мечта исполнилась! Когда я пришла работать в лицей, мы начали работать над выпуском краеведческого учебника под руководством директора Дарьи Иннокентьевны Захаровой. Вышли на СВФУ и стали работать по разработке учебника с доктором педагогических наук, профессором Института естественных наук СВФУ Ольгой Милентьевной Кривошапкиной.
В результате в 2007 году мы выпустили комплект – сначала составили программу, затем выпустили «Атлас Амгинского улуса» и краеведческое учебное пособие «Земля моя амгинская» для учеников 5 класса. И это стало настоящей сенсацией – впервые вышел учебник, в котором использовался национальный компонент. То есть там можно было найти все – и историю улуса, и раздел о его социально-экономическом развитии, и, конечно, раздел о природе Амгинского улуса. Хотя учебник предназначался для 5 класса, по нему учились и 6-7 классы. И до сих пор по этому учебнику мы ведем краеведческое направление, – рассказывает Алена Вячеславовна.
Когда шла работа над составлением учебника, Быстрова поняла, что не хватает материалов именно краеведческого, местного направления, поэтому предложила коллегам изучать озера Амгинского улуса. В результате это вылилось в большой проект под названием «Современное экологическое состояние Амгинского улуса», который поддержали на муниципальном уровне.
– Этому проекту скоро 20 лет, – говорит учитель. – Через него прошло очень много детей. Мы начали изучение с озер Эмисского наслега, впервые поехали туда в экспедицию в 2007 году. В этом наслеге находится уникальный природный объект – озеро Лункуруя. Вначале мы изучали морфометрическую и гидрохимическую характеристику воды. А спустя год, перешли на изучение водных растений. Оказывается, в Якутии мало кто углубленно изучал это направление. Летом 2009 года к нам приезжал известный ученый, доктор биологических наук Михаил Михайлович Черосов, в то время работавший в Институте биологических проблем криолитозоны. Для ребят он провел трехдневный практикум. И с этого года мы начали заниматься изучением водных растений, а также беспозвоночных, обитающих в озерах Амгинского улуса. А для определения площади озер района стали изучать данные наблюдений спутников – работали с Институтом мерзлотоведения с помощью геоинформационных технологий. В этом нам помогла выпускница нашей школы, моя ученица Вилена Ефремова, которая работает в институте. Занимаемся этим направлением уже третий год. Так что теперь мы уже составляем мониторинг и экологическое состояние этих озер. В конечном итоге появился уникальный продукт – «Атлас озер Амгинского улуса».
Так инициатива учителя географии Алены Быстровой вылилась в масштабный проект. Об этом говорят цифры: с 2007 по 2023 годы было проведено 15 экспедиций, в которых приняли участие более 300 человек. Со школьниками работали ученые: гидрохимик Тамара Петровна Трофимова, гидроботаник Виктория Афанасьевна Филиппова, а в последние два года в самый отдаленный Амгино-Нахаринский наслег со школьниками ездил кандидат географических наук, гидрохимик Иван Васильевич Ядрихинский.
О геологических исследованиях
Вторым, не менее грандиозным, стал проект «Биологические и геологические исследования в Амгинском улусе», который длился с 2008 по 2016 годы. За это время было проведено 8 экспедиций, в которых приняли участие 114 школьников.
– Когда мы работали над учебником «Земля моя амгинская» и изучали материалы, складывалось впечатление, будто в Амгинском улусе никогда не добывали полезных ископаемых, – говорит Алена Вячеславовна. – А мы знали, что в былые годы у нас добывали железную руду, были мастера кузнечного дела. И чтобы восполнить этот пробел, мы начали изучение геологического состояния нашего улуса. Начали с местностей Сырдык Сулус и Тас Кётехпут в Бологурском наслеге, где с древних времен добывали железную руду, затем изучали речку Суола, где раньше находилось много очагов кузнечного дела. С ребятами исследовали химический состав минералов, занимались промывкой, работали с лотками как геологи, далее наши исследования продолжились в лабораториях. Здесь мы работали с преподавателями ГРФ СВФУ – кандидатом геолого-минералогических наук Алексеем Гаврильевичем Павловым и доцентом Василием Романовичем Филипповым. Мы даже открыли кружок «Юный геолог».
Следующим этапом стали геологические исследования в Верхневилюйском улусе. Мы вышли на Верхневилюйскую республиканскую гимназию имени М.А. Алексеева и с ними провели совместную экспедицию, в ходе которой сделали сравнение железной руды Амгинского и Верхневилюйского улусов. После учащиеся по этой теме написали много работ, выступали на различных научно-практических конференциях. А многие ребята, которые посещали кружок «Юный геолог», посвятили себя геологии.
Алена Вячеславовна убеждена, что, работая именно в такой связке «ученик – учитель – ученый», можно добиться заинтересованности школьников к исследовательской деятельности. Так уже на протяжении 20 лет работает со своими учащимися Амгинский лицей имени Л.В. Киренского.
Третий большой проект «Геокриологические исследования в Амгинском районе», который был инициирован завучем НМР Марией Павловной Захаровой, учителями географии А.В. Быстровой и Н.С. Захаровым, был посвящен изучению вечной мерзлоты. Как известно, в последнее время идет очень интенсивная оттайка многолетней мерзлоты. Поэтому в 2010 году лицей начал работать в этом направлении. В рамках международной программы «Мерзлотомер в школах» в Амгу приезжал профессор Института северной инженерии университета Аляски К. Йошикава, было пробурено три скважины для исследования мерзлоты, сейчас этих скважин уже 6.
– С 2012 года мы стали работать с Институтом мерзлотоведения, в результате было организовано 9 экспедиций по мерзлотоведению, в которых приняли участие 105 учащихся, причем не только амгинцы. Тесно работаем с кандидатом геолого-минералогических наук Семеном Петровичем Готовцевым. В рамках этого проекта начали изучать и мамонтовую фауну. В 2018 году по изучению мерзлотоведения в Амге прошла Молодежная геокриологическая полевая школа-семинар, а в 2021 году начался новый виток экспедиций с участием РГО в РС(Я) «Лето научных открытий». А сейчас, используя Гис-технологии, наши ученики работают с космическими снимками. Эта работа ведется в рамках школьного проекта «Старкосмос». В целом, все проекты, которые ведутся в нашем лицее на протяжении этих 20 лет, призваны воспитывать у школьников любовь к родным местам, а отсюда и возникает чувство патриотизма, – отмечает учитель.
Педагог-исследователь
Многогранная исследовательская деятельность Быстровой привела и к тому, что в 2022 году она закончила аспирантуру Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета по профилю «Общая педагогика». Так что по второй своей специальности Алена Вячеславовна – педагог-исследователь.
– У меня есть своя методика, как детей мотивировать и привлечь к исследовательской деятельности. Прививаю школьникам любовь к природе, всегда говорю им – все, что вас окружает – это живое. Воспитываю детей в традициях народа саха – уважать и беречь природу, относиться как к живому организму, приумножать ее богатства. Ребята, которые ходят в наши экспедиции, понимают все это. Кстати, участие в экспедициях, хотя они и носят исследовательский характер, учит ребят многому: физическому труду, умению разжигать костер, приготовить еду на нем, ориентироваться на местности и т.д. Кроме этого, они принимают участие в различных конференциях, в «Шаге в будущее», т.е. они нацелены на продолжение своей исследовательской деятельности.
Интернациональная семья
А семья у Алены Быстровой – интернациональная, муж Игорь Семенович – кореец, родом из Усть-Маи, работает водителем погрузчика.
– Мы с Игорем – одноклассники, поэтому друг друга с детства знаем. У нас двое сыновей: старший Владимир работает старшим юристом в МЧС Якутии, а младший Игорь – звукорежиссер, снимает кино, окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. У нас двое внуков: Алиса учится в Городской классической гимназии в 3 классе, а младшему Александру – 6 лет, – рассказывает Алена Вячеславовна.
В свободное время, которого у хозяйки дома совсем мало, любит читать научную литературу, летом заниматься огородом, а еще путешествовать — изучает сакральные места нашей республики. Раньше Быстровы держали большое хозяйство – у них было до 10 коров. Успевали и работать, и с хозяйством справляться.
– Сейчас в летнее время держим козу и нескольких кур. Конечно, большую помощь и поддержку оказывает муж. Я же все время летом выезжаю на экспедиции, и все дела по дому – на нем, – улыбается хозяйка.
Наш разговор подходит к концу. Спрашиваю у Алены Вячеславовны, что бы она хотела пожелать молодым учителям, которые только приходят в школы и начинают работать?
– Во-первых, надо любить свою Родину, людей, которые живут и работают рядом с вами. Во-вторых, смотреть на все проще, ничего не бояться. В-третьих, постоянно развиваться, двигаться вперед, и в этом вам поможет ваша профессия учителя. Маленькие дела могут перерасти в большие, перспективные проекты. А самое главное – это любить своих учеников!
This post was published on 29.04.2024 10:54
Идут на спад уровни воды на реках республики, исключение составляют лишь отдельные участки Алдана. Об…
На портале zagorodsreda.gosuslugi.ru продолжается голосование за объекты благоустройства. Оно будет проходить до четверга, 12 июня.…
Занятия прошли в школах, высших и среднепрофессиональных образовательных организациях в городах присутствия компании в Красноярском…
Сегодня, в день рождения Александра Пушкина, по всей стране стартовала акция «Веди родителей в музей».…
В пятницу, 6 июня, Айсен Николаев провел очередное заседание региональной комиссии по противодействию коррупции. На…
В течение мая психологи отработали 4400 обращений в Якутии и госпиталях Ростова-на-Дону. Для бойцов СВО…