Сегодня поздравления с профессиональным праздником получают энергетики: крупнейший холдинг, обеспечивающий электро- и теплоснабжение в крупнейшем субъекте страны, ПАО «Якутскэнерго» отмечает свой 60-летний юбилей.
С какими достижениями подошла к этой дате компания, о планах на будущее и не испортят ли энергетики новогодние праздники плановыми отключениями электричества, рассказал Алексей Стручков, генеральный директор «Якутскэнерго».
Главное в истории – люди
– Алексей Александрович, 60-летняя история энергокомпании уникальна. Сегодня вы занимаете одно из первых мест в России по площади обслуживания и по протяжённости линий электропередачи различных классов напряжения.
– Действительно, 60 лет для любой компании – солидный возраст. Прошло 60 лет с момента создания Якутского районного энергетического управления, которое в 1962 году вобрало в себя все локальные энергоисточники, действующие на территории ЯАССР. Эта централизация позволила построить крупные объекты электроэнергетики и создать энергосистему, которая функционирует сейчас.
Были развернуты огромные стройки, уникальные для территорий с вечной мерзлотой: Вилюйские ГЭС, Якутская ГРЭС-1, переход высоковольтной линии через Лену в районе Табаги, первая очередь ЯГРЭС-2 с использованием высокотехнологичного оборудования.
Сегодня мы обслуживаем порядка 26 тысяч километров электрических сетей разного класса напряжения, которые обеспечивают электроэнергией одну треть территории республики, где проживает около 90% населения Якутии.
И, конечно, якутская энергосистема – это огромная зона децентрализованной энергетики: более 140 дизельных электростанций на общей территории почти два миллиона квадратных километров, которые каждый день обеспечивают теплом и энергией всех жителей нашей республики.
С 2019 года наша компания вышла на оптовый рынок энергии мощности, и сегодня энергия, вырабатываемая на территории Якутии, поставляется и потребителям Объединённой энергосистемы Востока России.
Самое главное в истории нашей компании – это люди, которые трудятся у нас. Это уже несколько поколений профессиональных энергетиков, ежедневно работающих на благо республики, следуя традиции надёжности, невзирая на суровые условия нашего края. Остаются верными делу жизни и передают любовь к энергетике молодым поколениям коллег, своим детям и внукам. Гордимся, что у нас большое количество семейных династий, мы всячески их поддерживаем, рады, что молодёжь приходит к нам работать, не боясь высокого уровня ответственности и сложности задач.
Крупные проекты
– Какие крупные проекты компании предстоит воплотить в жизнь в ближайшее время?
– Мы завершаем строительство двух крупных подстанций. Первая – подстанция «Химия» в западном энергорайоне, вторая – «Марха», недалеко от Якутска. Обе подстанции направлены на обеспечение надёжного энергоснабжения.
По Сунтарскому району новое строительство позволит рассматривать вопрос подключения к энергоснабжению частных жилых домов. Это проблема для жителей не только Сунтарского улуса, но и всей вилюйской группы районов.
То, что касается подстанции «Марха», то она позволит разгрузить действующие подстанции «Хатын-Юрях», «Кангалассы» и «Радиоцентр», соответственно, также повысит надёжность снабжения жителей микрорайона Марха и жителей части Жатая.
Кроме этого, мы завершаем строительство второго этапа нашего учебно-производственного центра в Мархе. В нём проходят переподготовку и переобучение все специалисты нашей компании. Это центр, который мы ориентируем не только как региональный, возможно, и как межрегиональный центр подготовки специалистов для энергетики. Центр оснащён самым современным учебным оборудованием, он уже имеет договоры с СВФУ, региональным Министерством образования и науки, и в стенах нашего УПЦ, помимо сотрудников «Якутскэнерго» и дочерних обществ, проходят практическую подготовку студенты профильных специальностей факультетов СВФУ и ССУЗов республики.
72 новые гибридные подстанции
– «Якутскэнерго» – пионер освоения солнечной энергии. Продолжается ли работа в этом направлении?
– Наша дочерняя компания «Сахаэнерго» уже много лет реализует проекты с использованием возобновляемых источников энергии. На территории Якутии построено и действуют 27 солнечных электростанций, а также ветродизельный комплекс в посёлке Тикси. Опыт эксплуатации этих объектов показывает, что мы достаточно хорошо можем экономить дизельное топливо, особенно в летний период.
По программе, которая начала реализовываться в 2021 году, мы предполагаем строительство на территории 72 населённых пунктов Якутии гибридных электростанций. То есть это микс использования солнечной энергии и дизельных установок.
В прошлом году мы ввели в работу первую подобную станцию в селе Табалах Верхоянского улуса, в этом году – в городе Верхоянске. В сентябре на площадке Восточного экономического форума было запущено четыре станции в Момском районе.
Эта работа продолжается. В ближайшие три-четыре года в общем количестве 72 населённых пункта будут обеспечены гибридными электростанциями. Мы рассчитываем, что полный цикл реализации этого проекта позволит нам сэкономить до трети объёма потребляемого дизельного топлива и, конечно же, повысить энергонадёжность наших потребителей, что в конечном итоге приведёт к снижению себестоимости вырабатываемой электрической энергии.
Перевыполнить планы капитального ремонта
– Как в текущем году прошли ремонтные работы?
– В текущем году планируемый объём производства электрической энергии, по предварительным подсчётам, составит 3 832 млн кВт/ч, по тепловой энергии – 2 570 тысяч Гкал, что полностью покрывает потребность как в электрической, так и в тепловой энергии наших потребителей.
В этом году мы полностью обеспечили подготовку всех мероприятий по прохождению зимних пиковых периодов. На текущую дату все наши объекты сетевого комплекса работают в штатном режиме.
В рамках подготовки к зиме мы направили на ремонт объектов более 2,5 млрд рублей. Выполнили капитальный ремонт порядка 850 километров линий электропередачи разных классов напряжения. Годовой объём мы перевыполнили по этому показателю примерно на 96 километров. Расчистили 1 805 гектаров просеки, завершили модернизацию подстанции «Фабрика-3» в городе Мирный со снижением класса напряжения с 220 кВт до 110 кВт, это позволило оптимизировать энергоснабжение промышленных предприятий Мирнинского района.
Также мы выполнили капитальный ремонт трёх единиц основного оборудования, текущий ремонт 37 единиц оборудования объектов генерации, а также на сто процентов выполнена запланированная прокладка тепловых сетей.
Около шести тысяч новых потребителей
– Как много новых потребителей было подключено в этом году?
– По технологическому присоединению к электрическим сетям мы планируем подключить более 5 500 объектов заявителей с максимальной присоединяемой мощностью не менее 100 МВт. Для этих целей было выполнено строительство более 200 километров линий электропередачи, осуществлён ввод новых трансформаторных мощностей, проведены работы по реконструкции и модернизации объектов электросетевого комплекса.
Среди крупных промышленных объектов можно назвать Нежданинский ГОК, грузовой терминал в посёлке Нижний Бестях, крупные социальные объекты на территории республики.
Электронные платежи – удобно и просто
– С прошлого года платежи за потребленную энергию жители центральной Якутии стали оплачивать в ПАО «ДЭК».
– Действительно, в рамках Стратегии развития группы компаний РусГидро сбытовая деятельность на территории всех дальневосточных регионов передавалась поэтапно Дальневосточной энергетической компании (ПАО «ДЭК»). На первом этапе, в апреле 2019 года, в ведение «ДЭК» перешла сбытовая деятельность на территории Нерюнгринского района, с 1 июля 2021 года – центрального и западного энергорайонов.
Конечно, в связи с изменениями программных комплексов возникали технические сбои, но сегодня система работает. В сентябре открылся современный Единый расчетный информационный центр в Якутске, где современное оборудование значительно повышает качество оказываемых услуг, надеемся, что система будет налажена и далее будет работать без сбоев.
Переход на цифровые инструменты неминуем. В самом начале пандемии в 2020 году, когда в силу вступили жёсткие ограничения, практически весь персонал административно-управленческого аппарата перевели на удалённую работу, также вынужденно были закрыты все пункты приёма платежей. Тогда их мы принимали исключительно в электронном виде и обнаружили, что объём онлайн- расчётов не превышает у нас восьми процентов. То есть 92% потребителей ходили в кассы, центры обслуживания, стояли в очередях, ругались на нас. И пандемия позволила нам нарастить более чем на 30% платежи в электронном виде. Этот сектор развивается уже в лице ПАО «ДЭК», думаю, что в скором времени население привыкнет, ведь это реально удобно.
Было также много обращений, что некорректно считают, но здесь в каждом частном случае надо разбираться индивидуально. В рамках агентского договора каждый такой случай рассматривается ПАО «ДЭК» и принимаются решения.
Должников немало, дебиторская задолженность наших потребителей высокая, это и физические, и юридические лица. Каждый случай отрабатываем в установленном законом порядке ограничением подачи электроэнергии. Эту работу мы усиливаем, также усиливаем работу в судах по взысканию задолженностей.
Что такое неплатежи для нас? Мы недополучаем выручку, а соответственно, те средства, которые должны быть направлены на приобретение топлива, материалов и оборудования для ремонта и реконструкции, выплату заработной платы, и мы вынуждены обращаться в кредитные учреждения. Это ненормальная ситуация, и поэтому мы будем продолжать заниматься, подчеркну, в установленном законодательством порядке взысканием задолженности со злостных неплательщиков.
Поддержка социальных инициатив и мобилизованных
– Холдинг всегда большое внимание уделял поддержке социальных инициатив, продолжается ли эта работа?
– На эти цели в этом году мы направили более 24 млн рублей: поддержка реабилитационных центров, детей с ограниченными возможностями, отдельные программы, связанные с поддержкой общеобразовательных учреждений. Мы традиционно поддерживаем спортивно-оздоровительный комплекс в посёлке Чернышевский.
Кроме того, у нас есть проекты, связанные с поддержкой людей со слабым зрением, приобретаем специальные книги и передаём их в библиотеки, специализированные школьные учреждения. Также поддерживаем спортивные команды, культурные объединения и творческие коллективы.
Отдельное большое направление – энергопросвещение. Наши специалисты проводят в школах занятия, на которых рассказывают в доступной детям форме, как обезопасить себя при обращении с электроприборами, как экономнее использовать электрическую и тепловую энергию и чем интересна профессия энергетика.
– Сегодня вся республика объединилась, поддерживая мобилизованных и их семьи. Кто-нибудь из ваших сотрудников отправился на специальную военную операцию?
– Со всех филиалов «Якутскэнерго» и наших дочерних обществ в целом было призвано сто сотрудников. Мы приняли решение о выплате единовременного пособия каждому мобилизованному в размере 200 тысяч рублей. Также материальная помощь оказывается детям мобилизованных – по десять тысяч рублей ежемесячно. Конечно, нынешние новогодние подарки для них будут особенными.
На местах наши сотрудники помогают заготавливать дрова, лёд, оказывают всевозможную поддержку. В Якутске Совет молодёжи, Совет ветеранов компании также оказывают точечную помощь по мере её необходимости.
В группе компаний «РусГидро» проводится акция «Мы – вместе!» по сбору денежных средств, они будут перечислены в специальные фонды, откуда направятся военнослужащим, призванным в рамках частичной мобилизации.
Кроме того, мы оказываем поддержку мобилизованным, которые находятся на передовой. Централизованно через «РусГидро» купили всю необходимую экипировку, бронежилеты, средства навигации и другое.
Ремонтные работы – необходимость
– Очень много якутян возмущаются тем, что в холодное время года энергетики частенько проводят ремонтные работы, при этом ограничивают подачу электроэнергии. Люди задают справедливый вопрос: почему все работы нельзя провести в тёплое время года?
– Конечно, мы понимаем возмущение наших потребителей. Но есть объективные причины, по которым плановые работы мы проводим и зимой.
На обслуживании в «Якутскэнерго» находятся 26 тысяч километров электрических сетей разного класса напряжения. Порядка 30% сетей в труднодоступных, заболоченных или гористых лесных массивах. Доступ специальной техники туда возможен только в зимний период, когда земля хорошо промерзает и тяжёлая техника может проехать для проведения работ. Это первая причина отключения электричества в холодное время года.
Второй момент – это вопросы технологического присоединения социальных объектов, жилищного комплекса, которые в рамках национальных проектов вводятся в конце года. Соответственно, в ноябре и даже декабре, для того, чтобы подключить эти объекты, мы вынуждены опять же проводить плановые ограничения. В целом технологическое присоединение мы ведём круглый год.
Мы понимаем возмущение наших потребителей, но это вынужденная мера, во многом не зависящая от энергетиков. Такие работы проводятся и, к сожалению, будут вестись исходя из объективных территориальных климатических особенностей нашего региона.
Из большого потока обращений мы приняли решение о значительном снижении количества плановых отключений в период отрицательных температур и новогодних праздников. С 30 декабря по 8 января принято решение не проводить никаких плановых отключений.
Также, пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей республики с наступающим Новым годом, коллег-энергетиков – с профессиональным праздником. Хотел бы пожелать, чтобы всё загаданное под бой кремлевских курантов обязательно сбылось. Доброго здоровья, чистого неба над головой! А всем нам, энергетикам, безаварийной работы и реализации всех намеченных планов и проектов!
This post was published on 22.12.2022 09:01