Альбина Кычкина: предпринимателям Севера России нужны особые условия!

Главная задача российских бизнес-омбудсменов – посредничество между бизнес-сообществом и властью, усиление этого диалога, обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предприниматель-ской деятельности.
О трудностях и вызовах, с которыми сталкивается предпринимательское сообщество Якутии, нашей газете рассказала Альбина Егоровна Кычкина — бизнес-омбудсмен республики.
Если права нарушают…
– Альбина Егоровна, в чём суть работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей?
– Бизнес-омбудсмен рассматривает жалобы и обращения предпринимателей, участвует в обсуждении законопроектов, направляет предложения о приостановке решений чиновников, принимает участие на стороне предпринимателей в судах.
Предприниматель может обратиться к бизнес-омбудсмену, если его права нарушают органы государства и муниципалитета, например, создают административные барьеры, выставляют неправомерные требования, бездействуют и проводят необоснованные проверки.
Спектр обращений чрезвычайно широк – от незначительных, на первый взгляд, бюрократических формальностей, осложняющих ведение дел, до серьезных ситуаций, требующих глубокого юридического анализа и активного вмешательства для защиты прав и законных интересов предпринимателей.
С момента основания и по сегодняшний день институт Уполномоченного стал надежной опорой для бизнес-сообщества региона, предоставляя необходимую помощь и содействие в решении самых разнообразных вопросов, с которыми сталкиваются предприниматели на своем пути. Мы последовательно добиваемся устранения избыточных административных барьеров. Стремимся к снижению налоговой нагрузки, позволяющему высвободить дополнительные финансовые ресурсы для инвестиций в развитие производства, внедрение новых технологий и создание новых рабочих мест. Преследуем цели обеспечения доступности кредитных ресурсов для предпринимателей, особенно для малого и среднего бизнеса.
Угроза НДС
– Широкий круг задач. Но что вызывает в данное время наибольшую тревогу?
– Налоговая нагрузка. В рамках налоговой реформы с 2025 года организации и ИП, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС. От обязанностей уплачивать НДС освобождаются налогоплательщики с доходами, не превышающими за прошлый год 60 млн рублей, а также вновь созданные организации или вновь зарегистрированные ИП. Плательщикам УСН предоставляется право выбора при применении НДС – платить НДС по общей ставке 20% (10 %) либо перейти на пониженные ставки НДС – 5 % или 7 % без права вычета.
У нас в 2024 году 7 тысяч 311 предпринимателей на УСН занимались торговлей, из них под эти правила подпадали 689. Вроде бы и немного, но большая из них часть как раз-таки работает либо в Арктике, или в удалённых районах республики. Либо в наших логистических районах, таких как Якутск, Нижний Бестях и Нерюнгри, и от их ценового и налогового регулирования зависит уровень цен во всем регионе. Сегодня мы уже видим, что дополнительная налоговая нагрузка в виде НДС привела к росту цен. И в том числе осложнила работу других предпринимателей, чьи доходы не превышают 60 млн рублей.
Дело в том, что мы живём в едином налоговом пространстве страны, но экономические условия, к примеру, Крайнего Севера несопоставимы со средней полосой России, Москвой, Краснодарским краем или Кавказом.
Можно взять любые цены, к примеру, на картофель или яблоки. Вот цена на яблоки «Голден» в торговой сети «Пятёрочка» в Москве – 140 рублей. Где- нибудь в Краснодаре они и вовсе 35 рублей. А у нас в Якутске в той же самой сети «Пятёрочка» – 375. В Верхоянске или Депутатском «Пятёрочки», конечно, нет, но там цены на яблоки 600, а то и 800 рублей… Или там картофель 62 рубля, а на Крайнем Севере – 400. И это не сверхприбыли наших предпринимателей, а таково ценообразование, которое, в первую очередь, диктуется условиями имеющейся логистики.
В наших краях другое ценообразование. Есть, например, набор социально значимых продовольственных товаров, на которые запрещено поднимать торговые надбавки выше определенного уровня. Стоимость доставки товаров по северному завозу, фонд оплаты труда, социальные обязательства, коммунальные расходы – все это другое, намного выше. Выручка, сложившаяся на высоких затратах, выглядит больше, но рентабельность намного меньше. И значит цены на все товары, включая социальные, поднимутся на новый НДС. А, как показывает практика, цены будут и выше того.
Потребительское неравенство
– С увеличением налоговой нагрузки пострадают интересы не только предпринимателей, но и тысяч потребителей. Так, если стоимость минимального набора продуктов питания в Республике Саха (Якутия) в октябре 2024 года составила 10203,51 руб., то, в среднем, в Российской Федерации – 6625, 27 рубля. После введения НДС для малого и среднего бизнеса разрыв существеннее. На примере стоимости минимального набора продуктов питания потребитель по России, в среднем, оплатит НДС по ставке 10% на сумму 602,30 руб., а на территории Якутии тот же НДС составит 927,59 руб., то есть на 325,29 рубля больше, что для семейного бюджета северянина немалая сумма.
По экспертным оценкам, вклад от введения для плательщиков УСН льготной ставки НДС в размере 5% составит +2,4 процентных пункта к инфляции, что, соответственно, скажется на росте уровня бедности, дефиците денежного дохода населения и ухудшит материальное положение около 2,1 тысячи семей или 6,3 тысячи жителей республики.
При этом, учитывая высокую территориальную дифференциацию цен от 6% до 90% по разным видам товаров, наибольшее влияние введение НДС окажет на инфляцию в арктических районах, что связано с высоким уровнем затрат на логистику, необходимостью закупки и хранения товаров в объемах, позволяющих обеспечивать потребности населения до навигации следующего года, повышенным МРОТ, включая расходы на северные надбавки, длительные отпуска, оплату проезда сотрудникам и т.д.
Консолидированное мнение
– Статья 149 Налогового кодекса РФ сегодня освобождает от уплаты НДС предпринимателей, оказывающих социальные услуги. Но в условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера практически весь бизнес – социальный. У нас есть поселки, до которых долететь из Якутска стоит огромных денег, до Москвы долететь проще и дешевле. И там есть предприниматели, которые полностью обеспечивают население продуктами и услугами. Почему бы не предусмотреть для них освобождение от НДС по «социальному» основанию?
Ведь в бюджетной системе есть региональная дифференциация в определении бюджетных расходов, почему нельзя ее ввести для определения условий налогообложения?
– Я так понимаю, что налоговая норма, которую планируется принять для всех, нам абсолютно не подходит.
– Совершенно верно.
– Так что же делать?
– Мы поднимаем этот вопрос на всех уровнях государственной власти. Я говорю мы, подразумевая наряду с Якутией и целый ряд других регионов от Магаданской области до Чукотки, Камчатки и др. И позиция, с которой мы выступаем, у нас консолидированная – предпринимателям, работающим на Крайнем Севере, нужны особые условия! Какими они должны быть, предмет отдельного разговора, к примеру, я вижу его хотя бы в том, чтобы налоговый потолок, ограниченный в 60 млн руб. для всей страны, в регионах Крайнего Севера индексировался хотя бы на коэффициент регионального удорожания, предложенный НИИ региональной экономики Севера СВФУ (в 2024 году он был равен 3,1).
– Спасибо за интервью!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: