Айтал Яковлев: «Историк не профессия, а состояние души»

Айтал Яковлев: «Историк не профессия, а состояние души»

Студенты считают его креативным преподавателем, школьники – отличным историком, а коллеги – профессионалом своего дела
Читайте нас

Студенты считают его креативным и веселым преподавателем. Школьники – отличным историком, коллеги – интересным собеседником, профессионалом своего дела. Недаром буквально три месяца назад молодому ученому доверили новый пост: он назначен заместителем декана Исторического факультета СВФУ по научной работе.  Итак, знакомьтесь, Айтал Яковлев – кандидат исторических наук, стипендиат Президента РФ. Корреспондент газеты «Якутия» поговорила о науке, идее на миллион, стажировке в Институте этнологии Гамбургского университета и многом другом. 

Твори и выбирай!

– Мое имя молодым родителям предложил хозяин дома, у которого они арендовали жилье. Айтал в переводе означает «твори и выбирай», я согласен с такой интерпретацией своего имени. Наука – это ведь тоже творчество, –говорит мой собеседник.

Айтал Игоревич родом из Верхневилюйского улуса, окончил известную Верхневилюйскую физико-математическую гимназию. Любовь к истории случилась буквально сразу же на первом уроке по этому предмету.

– Я был настолько впечатлен рассказом об истории Древнего мира моего учителя Юрия Васильевича Кынатова, что тут же решил стать археологом либо историком. И, окончив гимназию в 2002 году, поступил на исторический факультет СВФУ, так была предопределена моя жизнь, – вспоминает он.

Конечно же, его любимыми предметами в школе были русский язык, история и обществоведение. Он благодарен школьным учителям, которые не жалели времени на учеников, смогли им привить любовь к знаниям, творчеству, достижению своих целей.

После окончания вуза Айтал Игоревич стал учителем истории и обществознания в Физико-техническом лицее им.В.П.Ларионова, где попал в заботливые руки одного из лучших учителей Ирины Прокопьевны Петровой. Именно у нее он научился азам преподавания, подготовке школьников к олимпиадам, планированию уроков и так далее. «Она мастер своего дела, быть учителем – большой труд и постоянная работа над собой», – считает он. Но вскоре встал вопрос о выборе: школа или наука, и Айтал выбрал второе, поступил в аспирантуру.

Историк вспоминает, что первые шаги в науке он сделал еще в школьные годы, приняв участие в научно-исследовательской конференции, где выступил с докладом об истории хакасского народа. Это была проба пера.

Серьезно наукой он стал заниматься в студенческие годы. Когда в 2009 году на родном факультете появилось место ассистента кафедры, Айтал остался там работать, и за эти годы прошел путь от ассистента до заместителя декана.

Наука в приоритете

– Что для вас наука?

– Наука – это творчество. И я рад, что в последнее время ситуация меняется, молодые пошли в науку. Есть грантовая поддержка, а уж что говорить о пытливости, амбициозности молодых, которым хочется не только заявить о себе, но и принести пользу родной республике. Науку действительно стали поддерживать, ведь даже стипендии у студентов самые высокие у тех, кто занимается наукой.

Наука – это интересно. Историк не должен сидеть в кабинете, он должен ездить, общаться с людьми, работать с первоисточниками, читать, познавать, копаться в музеях в поисках материалов…

– И все же вы променяли такую интересную работу на должность заместителя декана.

– Да, согласен, в чиновничьей работе мало романтики, но это не значит, что я забросил свою исследовательскую, преподавательскую, кружковую работу. Наоборот, у меня появились дополнительные рычаги для продвижения науки, помощи коллегам.

– С чего начался ваш день в новой должности?

– С выгребания текучки. Меня же назначили в конце года, а это ответы на письма, запросы, в общем, отчеты. Кстати, в эти же дни надо было отчитаться и по своему гранту, так что навалилось все разом. График был достаточно напряженный. Если честно, я еще не чувствую себя заместителем декана…

Идея на миллион

– Грант Президента РФ вы выиграли в 2018 году. Как к вам пришла идея на миллион?

– Во время поездки в Чурапчу. Я увидел, что в селе Чыаппара начали строить Дом Арчы, хотя уже был центр культуры. В других улусах тоже есть такие объекты. У меня в голове сразу загорелась лампочка, я все бросил, вернулся в лагерь и стал писать свой проект «Неоязыческие культовые сооружения в современном ландшафте Якутии». Конечно, такие идеи тоже не приходят спонтанно. Я задумался, как классифицировать эти объекты: это новые языческие культовые сооружения или одна из форм проявления традиционной культуры? Два года мы тщательно изучали материал, объездили центральную и западную Якутию.

– И к чему пришли?

– Как такового неоязычества в Якутии нет, это все же одна из форм проявления нашей традиционной культуры. Народ тяготеет к своей культурной этнической идентичности, и Дома Арчы, олонхо – есть его проявления. Для современных якутов это не культовые сооружения, культовыми можно считать, например, тусулгэ Ысыаха. Жизнь там кипит только во время проведения ысыахов, возьмите ту же местность Ус Хатын. А Дома Арчы многофункциональны: там круглогодично проводятся мастер-классы, встречи с интересными людьми, осуохай и другие культурно-просветительские мероприятия.

Свои представления о мире народ саха выражал через празднование Ысыаха, танцев, легенды, но в процессе глобализации все сложнее сохранить культурную идентичность народа.

Сказания забываются, люди уезжают из деревень, забывают свои корни, и, как правило, происходит трансформация традиционной культуры. В современном мире этого не избежать. Единственным выходом являются распространение и сохранение идентичности народа.

Сегодня человек может выбирать сам, кем ему быть, но все же не стоит забывать родной этнос, культуру, поэтому тема всегда остается актуальной.

Наши изыскания на этом не завершились, с коллегами написали еще один грантовый проект по этнокультурным процессам скотоводческих народов северо-востока Азии в Российский фонд фундаментальных исследований и теперь ждем результатов. В марте будет известно, выиграли ли мы грант.

– Кстати, вы также проходили стажировку в Институте этнологии Гамбургского университета по программе DAAD Ulla Johalsenn. Что она вам дала?

– Немецкая школа антропологии считается одной из самых сильных в мире. Я увидел, как работают немецкие ученые, приехал оттуда с массой идей. Если говорить об исследованиях, то написал работу по истории мелиоративного дела в Якутии, подготовил ряд статей по направлению «Трансформация систем природопользования у северных народов».

Работа с профессором Отто Хабеком окончательно закрепила навыки и умения, полученные при работе над диссертацией, кроме того, это позволило определить дальнейшие направления для научной работы, накопить методологический багаж в сфере науки и преподавания в высшей школе.

Конечно же, налажены связи с молодыми аспирантами — гидрологами, метеорологами, физиками, психологами, зоологами. И самая главная польза стажировки в том, что она дала возможность научиться смотреть на свою работу шире, с другого уровня, понять тонкости современной исторической науки.

До Гамбурга ездил в экспедиции в Казахстан, Бурятию, Монголию, изучал, как живут современные скотоводы.

– Что удивило?

– Степи… Там запахи другие, культура. А удивило то, что люди везде одинаковые, и у них те же проблемы, что и у тебя, что поесть на ужин, что надеть, как жить, остальное вторично.

Во время экспедиций мы собираем полевой материал, общаемся с людьми, а это означает видео, фото- аудиозапись разговоров. Диктофон, камера и фотоаппарат – наши основные орудия труда.

– Получается, мы с вами почти коллеги.

– Да, нам тоже надо найти верные слова, чтобы вызвать человека на откровенный разговор, а это время, умение сопереживать, мы также ведем дневники, пишем статьи, публикуем их в научных журналах. Бывая в разных местах, узнаешь столько интересного, знакомишься с людьми с удивительными судьбами.

В Монголии сохранили свой традиционный уклад жизни. Они по-прежнему кочуют, и их молодежь живет так, как жили их предки. Мы посетили несколько семей, и я с удивлением увидел, что скотоводством занимаются не старики, а крепкие тридцатилетние ребята. У нас процесс урбанизации все же больше, молодежь не стремится идти в скотоводы.

Историк – это не профессия, а состояние души. Я даже если поеду отдыхать, все равно буду фотографировать, наблюдать, изучать, что-то отмечать для себя. Да и народ, когда узнает, что я историк, тут же вспоминает легенды, байки, факты. Наши люди любят поговорить, а мне это на руку. Все запоминаю, коплю, и когда-то собранный материал станет основой для нового проекта.

Я же изучаю современность, людей, живущих в настоящее время. И знаете, что скажу? Они такие же, как и сто лет назад. Тема моей кандидатской диссертации «Повседневная жизнь горожан конца XIX – начала XX веков». Я изучал Якутск столетней давности: как люди жили в те времена, какие проблемы у них были. По существу, жизнь человека делится на две части: досуг и занятость. Людей во все времена волнуют вопросы, как заработать деньги и куда их потратить. Структура повседневной жизни меняется очень медленно. И тогда, и сейчас хорошо жили и живут чиновники, извозчики, купцы и мастера.

Другие студенты

– Ученый – это дотошный человек?

– Любопытный больше, чем другие. В детстве я очень любил читать книги. У моей тети в селе Мэйик, куда я часто приезжал на каникулы, была огромная библиотека. Тетя давала мне книги, а потом мы с ней обсуждали их, ей всегда было интересно мое мнение. Это разожгло во мне любопытство и научило не бояться толстых томов. Конечно, я был завсегдатаем районной библиотеки, говорят, мой читательский билет до сих пор хранится в картотеке. Хочу обязательно взглянуть на него, интересно, что я читал в детстве?

– Вам нравится преподавать, есть ли разница между учителем в школе и преподавателем в вузе?

– Быть учителем в школе очень ответственно, ведь он формирует сознание будущих граждан. Обучая детей, мне кажется, нельзя ошибаться, мнение учителя априори считается верным. В случае же со студентами – это уже взрослые люди, они не принимают за веру все твои слова. На своих лекциях я не учу их той истории, которую они изучали в школе. Рассказываю студентам об итогах моих исследований, делюсь знаниями, тем, что прочитал, узнал из трудов других историков. Они считают меня добрым и веселым, потому что я рассказываю им про их жизнь по-другому. В мире и так много негатива, прочитайте ватсап, социальные сети.

– Вы вселяете надежду?

– Нет, показываю другую точку зрения. Не все так плохо, красота в глазах видящего. Мы живем в мире мнений, не в мире фактов уже. Тот человек, который первым громче всех озвучил свое мнение, тот и прав. Так ведь? Факт – вторичен. Мы живем в век цифровизации, любое мнение может быть озвучено и услышано. Они могут быть разными. Моя задача – научить студентов не зависеть от чужого мнения, чтобы они имели свой взгляд на мир и умели отстаивать его. Понимали, что их мнение тоже имеет ценность, А чтобы оно не было голословным, надо уметь опираться на факты. Для этого необходимо читать, знать, уметь аргументировать. Не все сказанное есть правда. Я учу их полемизировать, анализировать, размышлять и отстаивать свою точку зрения.

Историк – человек, воспитывающий общество, и его мнение должно иметь вес. А для этого, повторюсь, надо много читать, знать, общаться.

Студенты стали другими, они знают, что хотят в этой жизни. Больше стало тех, кто осознанно выбрал профессию историка, а это уже полдела. Это не может не радовать.

О семье

– Моя жена Капитолина Максимовна – тоже кандидат исторических наук, этнограф, мы коллеги, учились вместе. Кстати, жена тоже выиграла грант Российского фонда фундаментальных исследований, ее тема «Средневековые украшения Якутии». Она была тогда в положении, тем не менее завершила работу. Так что, когда мне говорят, что нет времени или еще что-то, я киваю иронически в ответ, мол, да-да. Время всегда есть, важно правильно его спланировать. Хотя, конечно, понимаю, нельзя всех мерить одной меркой. У нас двое детей – дочь Полина и сын Сулустан. Дочка учится в третьем классе, с трех лет ездит с нами в экспедиции по всей республике. Она тоже любит изучать, исследовать, участвует в разных проектах, конечно, мы с женой во всем ее поддерживаем. Сыну всего год, у него все впереди. Люблю играть и заниматься со своими детьми.

– Чем увлекаетесь в свободное время?

– Мы с женой последние полтора года ни разу не выбрались в кино, театр, дети маленькие, да и работы много. А так, как и все, любим всей семьей отмечать праздники, выезжать в загородный дом. Родители раньше были недовольны, что у нас огорода нет, теперь привыкли, что нас пол-лета нет дома и времени нет на огород.

Более десяти лет увлекаюсь сноубордом. Люблю снять напряжение активным отдыхом. Есть мечта выбраться на несколько дней в Алдан, там покататься на горнолыжной базе.

В детстве посещал кружок рисования, пытаюсь рисовать маслом.

Как и многие мужчины, люблю готовить. Считаю, это должен уметь каждый мужчина. Приобрел даже 20-литровый казан, в котором на костре с удовольствием готовлю плов, жаркое, мясо.

– Какие планы?

– Готовимся к очередным экспедициям. Видите карту на стене? Там отмечены места наших будущих поездок. Собираемся в центральную Якутию собирать материалы. Наши изыскания никогда не закончатся. Жизнь многогранна, многосложна и мозаична. Если поставишь другие задачи, получишь другие ответы. Мнений на то или иное явление много в зависимости от того, под каким ракурсом будешь их рассматривать, а поле наших действий никогда не закончится, жизнь сама подскажет. Век живи – век учись.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
23 ноября
  • -24°
  • Ощущается: -30°Влажность: 77% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: