Айсен Николаев: в ближайшие 5–10 лет доставка грузов и заказов с маркетплейсов дронами станет привычной практикой
В ближайшие 5–10 лет в РФ дроны будут использоваться для доставки небольших грузов, почты и заказов через маркетплейсы, сообщил «Известиям» глава Якутии Айсен Николаев. Сегодня республика активно участвует в развитии отрасли БПЛА: ведется, например, работа над созданием научного центра «Полярный». На этой площадке будут производиться дроны, способные выдерживать низкие температуры в условиях полярной ночи — а это до –60 °C. Помимо гражданских дронов в Якутии выполняется оборонный заказ: в настоящий момент готовится новая партия БПЛА для отправки в зону СВО. О том, как развивается беспилотная отрасль в регионе, — в интервью Айсена Николаева «Известиям».
«Работа беспилотников может принести прорывные решения»
— Республика стала одним из первых регионов Дальнего Востока, начавших масштабное применение беспилотников. В чем заключается стратегическая цель этой работы — создание собственных компетенций, экспорт технологий или решение внутренних задач? И как федеральное финансирование влияет на эти планы?
— Применение беспилотных авиационных систем в Якутии началось довольно давно — еще в 2011 году, когда подобная техника только появлялась. Тогда дроны использовались в основном спасательной службой.
Позже направление стало активно развиваться. Сегодня у нас определены стратегические задачи на десятилетия вперед: формируется новая экономическая отрасль, связанная с применением беспилотников.
Речь идет о создании рынка услуг, связанных с доставкой груза, создании необходимой инфраструктуры и о подготовке кадров.
Уже сейчас видно, что работа беспилотников может принести прорывные решения, особенно в доставке грузов в труднодоступные населенные пункты.
Мы обсуждаем это, в частности, с «Почтой России». Это и работа по лесным пожарам — не только по их обнаружению, как это сегодня происходит, но и по тушению, по поисково-спасательным мероприятиям, мониторингу и различным вопросам, связанным с земельными отношениями. Агродроны там могут использоваться активно. А полученные федеральные средства позволят значительно ускорить развитие беспилотных технологий у нас в Якутии.
— На развитие беспилотных систем в Якутии федеральным бюджетом выделено более 550 млн рублей. Каких результатов должен достичь регион к концу 2025 года, чтобы Якутия могла показать себя как компетентный регион в области беспилотных технологий?
— Важно понимать, что эта федеральная субсидия имеет строго целевое значение — она направлена на создание научно-производственного центра испытаний и компетенций в области развития технологий беспилотных авиационных систем, полярных, которые должны быть созданы в Якутии. Средства предоставлены Минпромторгом России в рамках федерального проекта.
До конца года, согласно достигнутым договоренностям, мы должны завершить оснащение центра оборудованием и ввести его в эксплуатацию. Вот в этом как раз и суть подписанного нами соглашения с Минпромторгом.
— Ранее сообщалось, что Якутия поставила в зону СВО более 1,5 тыс. беспилотников компании «Саха Дрон», которая уже запустила программу подготовки операторов БПЛА. Рассматривается ли возможность более масштабного участия якутских предприятий в выполнении оборонного заказа?
— Да, республика уже поставила порядка 1,5 тыс. беспилотников, и сейчас готовится новая партия. Теоретически мы можем выпускать до 3 тыс. аппаратов в месяц. Однако нужно понимать, что оборонный заказ — это сложная система со своими требованиями и процедурами. Предприятие работает в рамках действующих заказов от Республики Саха (Якутия) и Министерства по развитию Дальнего Востока. Если будет дополнительный заказ, мы готовы его исполнить.
«Якутия — естественный природный полигон для испытаний техники в суровом климате»
— Технопарк «Якутия» станет ключевым инфраструктурным партнером проекта. Как будет выстроено взаимодействие между научно-производственным центром (НПЦ) «Полярный» и технопарком? Планируется ли создание на его базе, может быть, компаний-стартапов, которые займутся производством комплектующих и разработкой софта, чтобы замкнуть технологическую цепочку внутри республики?
— Научно-производственный центр «Полярный» создается как обособленное подразделение технопарка «Якутия», то есть он не будет отдельной структурой, а станет частью технопарка. Технопарк соответственно выступает управляющей компанией НПЦ. Внутри технопарка появятся резиденты, которые смогут заключать соглашения и работать в сфере беспилотных авиационных систем.
Например, одна из крупнейших российских компаний «Геоскан» рассматривается нами как потенциальный якорный резидент технопарка по направлению беспилотных технологий. В перспективе «Полярный» должен стать инкубатором для стартапов, предоставляя им доступ к производственной инфраструктуре, которую мы создадим до конца года.
— Вы неоднократно подчеркивали ориентацию проекта на отечественные разработки. Позволяет ли якутский опыт не только замещать зарубежные аналоги, но и формировать собственные производственные цепочки — от создания морозоустойчивых компонентов до подготовки операторов? Какие конкретно исследования планируется вести в НПЦ и как будет организована подготовка кадров для отрасли?
— Вы знаете, разнообразие климатических условий в России требует особого подхода к производственным задачам. Именно на их решение и будет нацелен НПЦ «Полярный». В целом до 2030 года в стране должно быть создано, если не ошибаюсь, 48 научно-производственных центров, и «Полярный» — один из них. Его уникальность в том, что дроны, успешно летающие в центральной части России, в наших условиях работать не могут — при сильных морозах техника превращается просто в металлолом или в кусок пластика, смотря, из чего она сделана.
Наша задача — не просто использовать готовые модели, а адаптировать их под арктические и экстремальные климатические условия, чтобы они могли работать при температуре до –50–60 °C, в условиях полярной ночи и обладали большим запасом ресурса полета, потому что расстояние между нашими населенными пунктами порой превышает сотни километров, которые надо пролететь без посадок.
Центр должен стать научной лабораторией и испытательным полигоном, где будут тестироваться материалы, технологии и программные решения, необходимые для надежной эксплуатации дронов. Это выделяет Якутию: мы — естественный природный полигон для испытаний техники в суровом климате и должны использовать это преимущество.
Что касается подготовки кадров, потребность огромная: нужны тысячи специалистов — операторы, инженеры, техники. Нужен авиационный учебный центр, где будут обучать управлению беспилотными системами и разрабатывать совместные программы, которые позволят внедрять различные сценарии применения тех же беспилотников: при тушении пожаров, например.
Необходимо вести занятия в том числе с курсантами летных училищ, чтобы готовить операторов крупноразмерных беспилотных летательных аппаратов. Сегодня это уже не просто дроны, а полноценные беспилотные вертолеты и даже самолеты. Есть уже разговоры об обеспилочивании самолетов класса Ан-2. Поэтому здесь квалификация кадров, которые и обслуживают, и управляют такими системами, должна быть крайне высокой.
В перспективе центр должен стать местом, куда производители со всей страны — и, возможно, из-за рубежа — будут приезжать для испытаний своей техники и получения своего рода «арктического сертификата», подтверждающего пригодность оборудования для эксплуатации в экстремальных условиях.
«В ближайшие 5–10 лет доставка грузов дронами станет привычной практикой»
— Если заглянуть вперед, какую роль беспилотники будут играть в жизни рядового жителя Якутии? Станет ли доставка грузов дроном такой же привычной практикой, как сегодня вызов такси или возможность экстренной доставки лекарств в отдаленные поселки?
— Я уверен, что в ближайшие 5–10 лет доставка грузов и тех же заказов с маркетплейсов дронами станет привычной практикой, особенно для труднодоступных территорий. Будет увеличиваться грузоподъемность дронов и беспилотных авиационных систем. В том числе, например, я считаю, что очень скоро в воздух все-таки поднимутся беспилотные дирижабли, которые займут нишу между крупной авиацией и мелкими дронами, которые могут перевозить несколько килограммов. Потому что дирижабли уже сегодня могут перевозить полтонны, а в будущем и до тонны — как раз то, что нужно для доставки грузов в удаленные поселки, в том числе в Арктике.
Помимо этого дроны будут использоваться для доставки небольших грузов, почты и заказов через маркетплейсы. Особенно важна медицина: порой от скорости доставки того или иного небольшого объема лекарств, даже той же ампулы, например, с каким-то редким лекарством, зависит жизнь человека. Возможность доставить лекарство в течение пары часов вместо нескольких десятков часов может иметь определяющее значение.
Ну и еще раз подчеркну: для Якутии очень серьезная проблема — это тушение лесных пожаров. Беспилотники уже активно применяются для их обнаружения. По тушению здесь должны быть разработаны новые технологии и аппараты, позволяющие ликвидировать большинство пожаров на ранней стадии с помощью дронов. Это реальная перспектива на ближайшие 5–10 лет.
— Можете рассказать о сервисе «Воздушная переправа» между Якутском и Нижним Бестяхом, который был запущен этим летом? Каковы востребованность сервиса, экономика проекта и когда пилот сможет выйти на самоокупаемость?
— Изначально проект «Воздушная переправа» задумывался как пилотный. Сейчас можно сказать, что он успешно реализован: выполнено уже несколько сотен рейсов, доставлено более полутонны грузов. Сервис востребован — появляются запросы на полеты не только в другие населенные пункты из Якутска, но и даже внутри городской агломерации.
Но здесь, конечно же, надо говорить о дальнейшем продолжении проработки вопросов, связанных с окупаемостью. Пока частота рейсов недостаточна, чтобы говорить о полной самоокупаемости. Необходимо обеспечить эту загрузку. Тем не менее проект стал хорошим фундаментом для дальнейшего масштабирования — не только вокруг Якутска, но и на другие районы республики. Сегодня это уже регулярный рейс, который выполняется в полном соответствии с требованиями Росаэронавигации к полету воздушных судов.
— Одним из главных ограничений для развития беспилотных систем в России остается нормативно-правовая база. С какими сложностями сталкивается республика при работе с БПЛА и как выстраивается диалог с федеральным центром для их устранения?
— Действительно, нормативные барьеры существуют. Большинство действующих правил разработано для пилотируемой авиации — это и получение разрешений на полеты, сертификация техники, ограничения на проведение полетов беспилотных воздушных судов.
Тем не менее я считаю, что это оправданно — нельзя просто отменить все требования и сказать, что беспилотники могут летать всегда, везде и в любое время. Мы понимаем, что в сегодняшних условиях, да и не только в сегодняшних, даже в будущем, об этом говорить нельзя.
Задача — максимально корректно встроить полеты беспилотных систем в существующую нормативную базу и находить решения, которые будут правильными и приемлемыми для всех.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: