Айсен Николаев рассказал о реальных проектах, улучшающих качество жизни якутян

27 марта глава Якутии Айсен Николаев принял участие в сессии «Государственная поддержка северного завоза: проблемы и перспективы» на VI Международном арктическом форуме в Мурманске. После пленарного заседания корреспонденту «Российской газеты» удалось задать несколько вопросов Ил Дархану о жизни в якутской Арктике.

Айсен Сергеевич, помнится, в Якутии был разработан прекрасный проект «Синергия Арктики», который должен был к 2026 году покончить с цифровым неравенством в республике. Куда уже дошли две ветки ВОЛС от Хандыги? Нет ли препятствий для полной реализации проекта?

Айсен Николаев: Безусловно, проблемы есть, и в первую очередь технологические, потому что проложить оптоволокно в условиях якутской Арктики с самыми суровыми морозами и полным отсутствием транспортной инфраструктуры далеко не просто. При этом сегодня мы, совместно с минцифры России, уже закончили проектные решения.

В 2024 году ВОЛС дошел до Жиганска, но не от Хандыги, а от Якутска на Севере, и сегодня Жиганский район полностью охвачен высокоскоростной оптоволоконной линией связи.

От Хандыги ВОЛС пойдет по двум направлениям: в сторону Момского района и Колымских районов. Сейчас мы работаем с минфином и минцифры РФ. В целом, понимание по источникам есть, и мы надеемся, что уже с 2026 года в бюджете будут предусмотрены федеральные средства на финансирование проекта, и наша совместная работа приведет к тому, что огромная территория якутской Арктики будет покрыта линией ВОЛС. Это даст не только импульс к развитию экономики, но и повысит качество жизни людей. Сейчас даже в самых отдаленных арктических селах люди ставят вопрос: «Когда же у нас появится быстрый Интернет?».

В прошлом году  в Якутии было собрано рекордное количество металлолома в рамках проекта «Чистая Арктика». Как вы думаете, удастся ли в этом году побить рекорд? И сколько лет, средств и усилий, на ваш взгляд, нужно еще, чтобы вся Арктика стала чистой?

Айсен Николаев: Мы аж с 20-х годов прошлого века загрязняли нашу Арктику отходами производства и промышленности: начиная от заржавевших судов и заканчивая бочками из-под топлива. Думать, что это можно убрать за несколько лет — это иллюзия. Тем более убирать гораздо сложнее. Вывозить брошенную технику — значит нести большие расходы. Думаю, что мы эту проблему решим.

Я постоянно встречаюсь с волонтерами «Чистой Арктики». И в первый сезон, когда начинали, и в этом году, когда федеральный проект стартовал с Якутска. Буквально на прошлой неделе мы с Андреем Нагибиным дали старт новому сезону. Думаю, что раз в этом году стартовали раньше, то и мусора соберем больше.

Мы уже начали вывозить металлолом по зимникам. Я рад, что не только волонтеры участвуют в этой работе (а их у нас в Якутии порядка 400 человек), но и подключились крупные промышленные и транспортные компании.

К примеру, сейчас компания «Янзолото» вывезла большое количество металлолома со старых промышленных предприятий, оставшихся на Севере еще с советских времен. Вывезли порядка нескольких десятков тонн по зимникам в Якутск для дальнейшей утилизации.

Я считаю, что, с одной стороны, это очень социальный проект, который нужен людям. Но, с другой стороны, вижу, что мы должны вовлекать в этот проект как можно больше промышленных компаний, министерств и ведомств, в том числе и федеральных. Хотел бы особо отметить Минобороны РФ, которое также помогает нам работать в Арктике.

Для того чтобы сбор металлолома уже реально пошел на десятки и сотни тысяч тонн и чтобы мы очистили Арктику не только от металлолома, но и от всех отходов промышленности, понадобится много времени. Однако сегодня можно собирать десятки тысяч тонн в стране за год. У нас в Якутии речь идет пока о тысячах.

А какие возникают проблемы?

Айсен Николаев: Самое важное то, что это очень дорого. Если у вас есть порт, то нужен корабль, который отвезет собранный мусор, верно? А это очень дорого.

Есть и законодательные сложности по утилизации старых фабрик и заброшенных участков. Если делать все по нормативам, то, боюсь, очистка Арктики затянется на десятилетия, если не на сотни лет.

Недавно в Момском районе был открыт торгово-логистический центр (ТЛЦ), уже 10-й по счету в регионе, а до конца года заработают еще три ТЛЦ. А итоге все арктические районы Якутии будут обеспечены недорогими и качественными продуктами питания. Можно ли через эту сеть сбывать в промышленных и центральных районах, в городе Якутске, продукцию арктических заготовителей по сниженным ценам: рыбу, камусы, унты, оленину, янскую жеребятину, морошку и другие востребованные продукты?

Айсен Николаев: ТЛЦ — прекрасный пример того, как мы реально повышаем качество жизни людей в Арктике. В общей структуре северного завоза доставка продовольственных товаров занимает всего лишь полпроцента, но, конечно, люди кушают каждый день, и влияние цен и качества продуктов для них очень важно.

Мы начали реализовывать этот проект несколько лет назад. Потом нас поддержало Минвостокразвития РФ, и вот — заработал уже десятый ТЛЦ, как вы верно сказали, в Хонуу. Если раньше там продавалось лишь 300 наименований продуктов, то сейчас — 950.

Цены на некоторые позиции товаров упали в разы. К примеру, на фрукты и овощи. Если раньше в себестоимость закладывалась перевозка их авиатранспортом, то смысл ТЛЦ в том, что государство субсидирует эти перевозки. Поэтому торгуем мы уже по ценам, близким к стоимости продуктов в Якутске.

Преимущества ТЛЦ очевидны: во-первых, ассортимент увеличился в три раза, во-вторых, цены упали, ну и, в-третьих, так как центры построены с соблюдением всех современных норм и правил, там имеются холодные и теплые склады, хорошие морозильники. Продукция сохраняется гораздо дольше.

Раньше во многих районах не было ТЛЦ, и все было отдано на откуп частникам, представленным микробизнесом. У них не было элементарных условий для длительного хранения продукции.

Сейчас мы ставим цель не только продавать в ТЛЦ, но и принимать у населения местную продукцию. Раньше это делалось частным бизнесом, и, в основном, это были разовые акции. Людям можно выплачивать сразу деньги, а сданную ими продукцию на месте замораживать шоковым методом или производить первичную переработку, затем доставлять в Якутск.

В этом сезоне ТЛЦ должны начать работу как фактории. Центры принадлежат госкомпаниям, а мы субсдируем эти перевозки. Компания собирает социально значимые товары, которые составляют половину завозимого продовольствия. Ассортимент богатый, поэтому северные магазины не отличаются от Якутска.

Мы работаем на максимальном ассортименте, все, что надо человеку — все там есть. Другое дело, чтобы количество товара в центрах всегда поддерживалось в полном объеме. Через полмесяца у нас уже не будет зимников, а значит и крупных поставок, надо ждать до следующей зимы. Не все основное мы завезли машинами, потом будем добавлять кораблями до тех ТЛЦ, где есть речные пути.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 28.03.2025 10:23

Share
Published by
Якутия Daily

Recent Posts

  • СПОРТ

В «Триумфе» разыграли путёвки на Игры Манчаары по хапсагаю

В Якутске прошёл чемпионат республики по хапсагаю, посвящённый памяти Петра Алексеева. В этот раз разыгрывались…

31.03.2025
  • ИНТЕРЕСНОЕ

Сегодня Кириллов день: традиции и приметы праздника

Народный праздник Кирилл – дери полоз отмечается 31 марта (по старому стилю – 18 марта).…

31.03.2025
  • КРИМИНАЛ
  • НОВОСТИ

Мошенники стали вымогать деньги, угрожая изъятием домашних животных

Мошенники теперь от имени жилищной инспекции стали угрожать изъятием животных, сообщили РИА Новости в Роскачестве.…

31.03.2025
  • СПОРТ

Виктор Рассадин стал вице-чемпионом Азии

В Иордании прошёл чемпионат Азии по спортивной борьбе, в котором участвовали два воспитанника якутской школы…

31.03.2025
  • ЖКХ
  • НОВОСТИ

В понедельник запланированы отключения электроснабжения в Якутске и ряде районов республики

В ПАО «Якутскэнерго» информируют о временных ограничениях электроснабжения в столице и ряде районов республики, запланированных…

31.03.2025
  • НОВОСТИ
  • ОБЩЕСТВО

ZA_ZA на Неделе моды в Индии представила вечерние наряды

Якутский бренд ZA_ZA представил линию вечерних ансамблей на Неделе моды в Лакме, которая была частью…

30.03.2025