Агафья Захарова: хранительница олонхо
Прошел год с тех пор, как не стало среди нас самой надежной и крепкой опоры, поднявшей наше бесценное богатство — олонхо до мирового уровня, открывшей новые перспективы его развития, мудрого руководителя, крупного ученого, известного не только в Якутии, но и далеко за ее пределами, посвятившей все свои знания и всю жизнь развитию и процветанию родной республики, ее народа, снискавшей уважение и признание коллег, широкой общественности, Агафьи Еремеевны Захаровой.

Сильные родовые истоки определили цельность натуры, силу характера Агафьи Еремеевны. Ее родители Агафья Иннокентьевна и Еремей Степанович Захаровы – коренные усть-алданцы, уважаемые и почетные граждане родного наслега. У семьи Захаровых больше преобладало духовное и творческое начало, были свои традиции. Агафья Еремеевна гордилась своими корнями, своими предками, может быть, поэтому, основную часть своей жизни она прожила в гармонии со своей совестью, в каждодневном труде. Поэтому удача всегда ей сопутствовала. Все, с кем пришлось работать, общаться с Агафьей Еремеевной как с руководителем, ученым-исследователем, прежде всего, отмечают необыкновенную стойкость духа, преданность интересам народа, принципиальность, умение доводить до конца любое дело.
Агафья Еремеевна, человек с большим интеллектуальным, профессиональным багажом, всегда принципиальная, с государственным подходом к любому делу. Нас всегда поражал глубокий уровень образованности, широта интересов, работоспособность нашего руководителя. Она успевала везде, была всегда в курсе всех событий. Она инициатор разноплановой деятельности Центра Олонхо по научно-методической деятельности и международным связям.

Одна грань деятельности ученого-исследователя такого уровня — имеющего по-якутски пытливый, проницательный ум, особенный взгляд на изучаемый предмет — равна целой судьбе одного, посвятившего себя творческой деятельности, человека, поскольку этой гранью является: работа по созданию и разработке модели концепции системы народного образования в республике и ее реализации в жизнь; инициирование концепции, программы развития фольклора, участие в их реализации; руководство работой над Досье, представленного в ЮНЕСКО, от самого начала – до признания Олонхо мировым шедевром; издание множества статей по результатам непрерывной исследовательской, просветительской, пропагандистской работы; приложение всего своего интеллектуального багажа, знаний и опыта для популяризации в народе традиционной веры.
Изучая и исследуя древний эпос — олонхо и исконную веру народа саха, она открыла и возродила бесценные представления и понятия о нравственности, о вопросах воспитания, которые в свете современных учений систематизировала в своей книге “Олоҥхо: Төрүт нэһилиэстибэ үөрэҕэ” (“Олонхо: Учение традиционного наследия”).
В этой книге, опираясь на глубоких, системных исследованиях дошедшего до нас из глубины веков уникального явления Ысыаха в трудах крупных ученых — Агафья Еремеевна провела свое обширное исследование разных сторон и проявлений верования народа саха, сохранившего в ысыахе веру в древних божеств. Эта вера сегодня является одним из непоколебимых доказательств его традиционной культуры. Агафья Еремеевна выражала твердую уверенность в том, что народ саха, имея столь сильную веру, вернется к ней, к исконным традициям через новое постижение олонхо.

Во второй книге “Ытык Бичик” (“Священные письмена”) в главе “Төрүт нэһилиэстибэ ситимэ олохтонуута” (“Основы традиционного наследия”) по замыслу Агафьи Еремеевны должны были размещены цельные тексты олонхо, состоящие из разных частей эпическхих сказаний. И эту работу, по ее видению, должен был сделать сам народ. В связи с чем, считаю необходимым привлечение специалистов, создание рабочей группы по подготовке второй книги Ытык Бичик, в целях продолжения грандиозного и благородного проекта по возрождению генной памяти народа.
Агафье Еремеевне, пропустившей через свое сердце учение традиционного наследия, хотелось, чтобы родной народ пережил трудные времена и сохранил себя как народ. В республике сегодня идут обсуждения вокруг основных вопросов учения, разработки механизма реализации в самых разных направлениях и проявлениях жизни республики.

Все ее исследования, взгляды настолько основательны, что являются хорошим фундаментом для встраивания воспитательных, образовательно-просветительских аспектов олонхо в современную систему культуры и образования.
Агафья Еремеевна плодотворно совмещала научную и педагогическую деятельность, инициировала республиканские, региональные, российские и международные проекты и мероприятия, составляла их содержательную часть, выступала основным организатором. Таким образом, лично руководила долговременными международными проектами: «Якутский героический эпос Олонхо» в Третьем Провозглашении шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества в ЮНЕСКО; «Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра» под эгидой ЮНЕСКО; «Школа Олонхо».

Самым выдающимся достижением ее многоплановой работы стало признание ЮНЕСКО в 2005 г. якутского народного эпоса Олонхо шедевром мирового культурного наследия человечества. Это стало возможным, во многом, благодаря настойчивости в достижении поставленной цели и кропотливой, скрупулезной трехгодичной работе под неустанным руководством Агафьи Еремеевны. В итоге от общественной организации “Ассоциация Олонхо” было подано досье Олонхо, получившее высокую оценку по оформлению всей документации, отвечающей всем строжайшим требованиям всемирной международной организации и способствовавшее признанию якутского народного эпоса на столь высоком уровне.

Понимая грандиозное значение и важность этого события, президент республики учредил День Олонхо в Якутии. На основании Десятилетнего плана действий, поданных в ЮНЕСКО, был составлен План Десятилетия Олонхо, ставший, в свою очередь, основой проекта республиканского закона, утвержденного и принятого к реализации Государственным Собраниием (Ил Тумэн) РС (Я). Благодаря этому были организованы новые структуры: Театр Олонхо, Центр Олонхо и Институт Олонхо. С 2016 по 2025 годы по Указу Главы республики было объявлено Второе Десятилетие Олонхо. Начали проводиться широкомасштабные Ысыахи Олонхо. Расширилась содержательная часть Республиканских фестивалей Олонхо. Есть уверенность, что совершенствование организации работы этих мероприятий, особенно, в улусах и районах позволит развить, сохранить и передать их последующим за нами поколениям. Проводится непрерывная, последовательная работа по возрождению и развитию народного эпоса олонхо, привлечение к нему молодежи, внедрение олонхо в систему образования, учебного процесса, внедрение и популяризация в сфере культуры и информационных технологий, не прерывается исследовательская работа, выпускается печатная продукция научной и научно-популярной направленности. Все это, в конечном итоге, призвано способствовать взаимообогащению образования, науки и культуры.

Идеи и концепции научно-педагогической деятельности Агафья Еремеевна сочетала с практикой. В 2008-2015 годах – она руководитель Центра Олонхо, призванного реализовать государственную целевую программу, в 2015-2018 годах – руководитель Центра нематериального культурного наследия, с 2018 года — руководитель Центра Олонхо по научно-методической деятельности и международным связям при Театре Олонхо.
В 2006-2009 годах по инициативе Агафьи Еремеевны был разработан, принят и реализуется “Закон о защите и сохранении эпического наследия народов Республики Саха (Якутия)”. В плане действий, оформленном в Досье и поданном в ЮНЕСКО была включена и Концепция Театра Олонхо, который ныне широко представляет традиционное искусство Якутии на всероссийском, мировом театральном пространстве. В эти годы Центр Олонхо успешно провел среди народов Евразии три международных фестиваля исполнителей эпоса мирового уровня. По итогам работы трех фестивалей выпущен сборник “По зову Земли Олонхо” (проведенных 2015, 2017, 2020 гг.).
Центр Олонхо, руководимый Агафьей Еремеевной, также успешно проводит ставшие традиционными республиканские фестивали “Живая нить предков”, конкурс сказочников “Однажды…”, для исполнителей олонхо школьного возраста “Дитя Земли Олонхо”, для исполнителей олонхо среди молодежи “Подледная рыбалка неводом – Мунха олонхото”, календарные праздники, посвященные наследию предков, а также и другие мероприятия, имеющие отношение к традиционным народным обычаям и обрядам. Следует отметить, что с каждым годом увеличивается количество участников, повышается уровень этих мероприятий, появляются специализированные школы, студии. Главной задачей и целью этих мероприятий – начиная с формирования репертуара для исполнителей олонхо дошкольного, школьного возраста, для молодых и взрослых исполнителей эпоса — является приверженность исконным традициям народа, их изучение и дальнейшая популяризация.

Специалисты Центра Олонхо в 2017-2018 годах под руководством Агафьи Еремеевны работали над проектом республиканского закона об объектах культурного наследия, подготовке самой базы культурного наследия и национального реестра. Велась и ведется плановая работа, в том числе, проводятся научно-практические конференции, семинары, круглые столы на которые выносятся и обсуждаются вопросы, затрагивающие разные актуальные темы, выпускаются серии научно-популярных изданий «Олоҥхо олуктара» (Исследование олонхо сквозь призму детского восприятия), “Ийэ тыл биһигэ” (Колыбель родного языка), также тексты олонхо.

Сегодня заметен небывалый рост интереса к олонхо, больше стало желающих ближе познакомиться с этим древним видом народного творчества. И мы не ошибемся, если скажем, что олонхо ступило на путь к вечному бытию. Надо принимать во внимание то, что олонхо, прежде всего, это менталитет народа, формирующий его характер и поступки, дающий возможность думать и говорить на родном языке. Нам необходимо правильно распорядиться этим богатейшим наследием предков, имеющим столь мощную силу для сохранения, изучения родного языка, традиций и обычаев и предоставляющую уникальную возможность погружения детей в исконную духовную среду.

И все эти два десятилетия главной мечтой Агафьи Еремеевны было – не пропасть, не исчезнуть родному народу, выдержать вызовы современного мира, опираясь на духовные ценности, заложенные в древнем народном эпосе Олонхо, научиться беречь себя, защищаться от разрушительных веяний, организовать свой уклад жизни, согласно издревле присущим народу ценностям, позволившим ему пережить века. Самой главной целью она ставила сохранение языка, традиции, веры, национальной идентичности.
Помимо основной работы, Агафья Еремеевна активно участвовала в общественной жизни республики, открыто выражала свои взгляды и мысли, будучи членом Национального комитета республики по делам ЮНЕСКО, Национального комитета Десятилетия Олонхо республики, Совета общественной организации по сохранению национального эпоса “Ассоциация Олонхо” и различных экспертных советов.

К любой работе Агафья Еремеевна относилась творчески, от души, умела видеть в человеке его лучшие стороны, основывалась именно на них, горела одним желанием – быть полезным людям, обществу.
Основываясь на трудах, написанных Агафьей Еремеевной, направленных на дальнейшее успешное развитие работы по сохранению и популяризации олонхо, можно отметить следующее:
1. В целях определения нерешенных проблем необходимо провести мониторинг состояния дел на сегодняшний день и взять во внимание дальнейшее внедрение олонхо в систему образования и воспитания. Ответить на вопросы: Каковы имеющиеся недостатки в данной работе и как идет процесс подготовки кадров?
2. Как обстоят дела с привлечением к народному эпосу олонхо не только уже работающих и занимающихся в разных направлениях этой сферы людей, но и всего народа, чтобы это стало для него ежедневной духовной потребностью? Какие другие виды работы, какой формы и какого масштаба должны проводиться для еще более успешного раскрытия и использования скрытых возможностей олонхо? Мы не должны успокаиваться и ограничиваться успехами сегодняшнего дня и ни в коем случае не должны переставать думать о новых направлениях работы, отвечающих требованиям современного мира, современного общества.
3. Через призму видения и постижения олонхо, одним из аспектов которого является самозащита народа — идет работа по закреплению этого постулата в законодательном порядке. Еще предстоит дальнейшее обогащение, уточнение и упорядочение содержательной части этой работы. Хотя сегодня есть определенные успехи в исполнении олонхо, количество настоящих олонхосутов, исполнителей олонхо еще мало. В среде олонхо не должны превалировать мысли о материальном. Также, настала пора расстаться с устаревшим и неверным представлением, что занятие олонхо является обязанностью только работников культуры. Это касается всех, кому дорого будущее народа. Мы должны, наконец, понять, что обладаем несметной и могучей силой – это педагогическая общественность (не только учителя, педагоги, преподаватели, а все работники системы образования и воспитания), а также писатели и журналисты, обладающие силой художественного и печатного слова. В полной мере осознавая важность и значимость вопроса, хотелось бы объединения усилий этих представителей общественности республики, посмотреть, взглянуть по-новому на олонхо с этой стороны. Надо признать, что нами недостаточно использованы все возможности для объединения общественных сил. Агафья Еремеевна в свое время отмечала этот пробел, вместе с тем, указывала на имеющийся большой потенциал, заключенный в совместной деятельности.
4. Следует отметить, что культура Якутии с богатой историей и традициями, которая передается из поколение в поколение, сохранила свою целостность, самобытность и образ жизни, потому что опиралась и опирается на олонхо, фольклор и вековые традиции. И впредь мы должны вести еще более активную работу по поиску путей для большего участия людей из разных пластов населения в этом направлении. Сегодня, когда повсеместно идет бурное развитие общественно-экономической жизни, науки, современных новейших технологий — от учреждений образования, культуры и науки требуются соответствующие происходящим преобразованиям новые взгляды, новая форма организации работы.
5. Важным вопросом является всемерная поддержка общеобразовательных и высших учебных заведений, которые вместе с крепкими знаниями по общепринятым дисциплинам глубже давали бы знание якутского языка, традиций народа. Здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть необходимость включения в систему образования, в учебный процесс изучение богатейшего языка, исконной веры, традиций народа саха. Сфера образования нуждается во владеющих якутским языком новых кадрах с современным подходом к решению вызовов времени.
6. Мы видим насколько развит и уникален мозг, образ мышления наших великих сказителей-олонхосутов, насколько фантастично развито их воображение и в каком совершенстве, можно сказать, божественно они владеют им.
Великий П. Ойунский, сам будучи такой выдающейся личностью, вот как сказал о грядущей судьбе человечества: “Да отринет двуногий смерть силой ума своего!”. Это все кроется в олонхо. Надо лишь отыскать это сокровище и найти ей верное применение. Во имя чего всюду должна идти продуманная, целенаправленная работа. Олонхо раскроет нам безграничное совершенство человеческого разума, возможности ума и неисчерпаемое богатство языка, которые мы должны передать молодежи посредством современных технологий.
Второе Десятилетие Олонхо в республике завершается, поэтому вся проделанная нами работа обсуждается, намечаются новые направления и пути их достижения для дальнейшей плодотворной работы.
По Указу Главы Республики Саха (Якутия) объявлено Третье Десятилетие Олонхо. Идет работа по разработке, принятию, финансированию и реализации новой государственной целевой программы.
Дело Агафьи Еремеевны по сохранению языка, культуры, традиций, веры родного народа сохраняют и продолжают ее ученики и коллеги. Делу этому суждено жить долгие и долгие годы, устремленные в будущее!
Елена ПРОТОДЬЯКОНОВА,
ведущий специалист Центра Олонхо
по научно-методической деятельности
и международным связям,
вице-президент Ассоциации Олонхо.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: