АЭС в Усть-Янье: уйти от равенства в бедности
Якутская Арктика живет тяжело и трудно. И это не просто устоявшееся мнение досужей общественности. Вся печальная суть сложившейся здесь ситуации очень выпукло и подробно описана в принятой в августе прошлого года «Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РС(Я) на период до 2035 года». Не менее ясно обозначены и пути выхода. Ключевым здесь видится развитие инфраструктуры, в первую очередь энергетической.
Спасти, нельзя бросить
В Стратегии сказано, что уровень бедности жителей Арктики достигает 23% от общей численности населения. Если учесть, что в арктических районах проживает 67 тысяч человек, то несложно подсчитать – за чертой бедности здесь каждый третий якутянин.
Одна из причин – чрезвычайно высокий уровень безработицы. В структуре занятости преобладает бюджетный сектор. В образовании занято более 25%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 14,4%, государственном управлении – 14%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 10%.
Также в документе говорится, что уровень регистрируемой безработицы в Арктике почти в три раза превышает среднереспубликанский, а коэффициент миграционной убыли населения более чем в 3,5 раза превышает республиканский показатель.
Среди основных ограничений и сдерживающих факторов названы:
— отсутствие комплексного обеспечения комфортных условий для проживания, работы и отдыха населения, слабая доступность и дефицит качества основных социальных услуг (образования, здравоохранения, культурно-досуговых учреждений и т.д.);
— низкий уровень благоустройства, ветхость и аварийность большей части жилого фонда, износ объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства;
— абсолютная зависимость объектов жизнеобеспечения, условий жизнедеятельности и населения от Северного завоза;
— продолжающийся миграционный отток (в основном молодого, трудоспособного населения в возрасте от 16 до 35 лет), сокращение численности трудоспособного населения.
И как вердикт: «При сохранении сложившихся тенденций в развитии Арктической зоны, характеризующихся низким качеством и уровнем жизни, отток населения, включая отток наиболее перспективного населения трудоспособного возраста, продолжится, что подтверждается социологическими исследованиями».
Попросту говоря, если не принять срочных мер прямо сейчас, то через пару десятилетий спасать якутскую Арктику — а это более половины всей территории республики (1 608,8 тыс. кв. км из 3 083,5 тыс. кв. км) — будет некому и нечем.
АЭС как шанс
На самом деле это хорошо и правильно, что утвержденная Указом Главы Якутии Айсена Николаева Стратегия развития арктических районов называет вещи своими именами.
Только зная горькую правду, можно не предаваться мечтаниям о десятилетнем сроке на разработку некоего «плана якутского ГОЭЛРО». Или фантазировать на тему не менее абстрактного СПГ.
Планов и проектов в отношении Арктики у властей республики много. Это и дороги, и жилье, и коммуналка, и новый морской порт в Найбе, не говоря уже об инвестициях в промышленность…
Однако самым громким с точки зрения общественного резонанса стал проект строительства АЭС в Усть-Куйге. Возможно, дело тут не только в устойчивой радиофобии части населения, но и в том, что на сегодня это самый реалистичный, в том числе по предлагаемой финансовой модели, проект. Ведь он перспективен для всей атомной промышленности России.
В то же время — это шанс для арктического Усть-Янского улуса. Местные жители хорошо помнят не такие уже далекие времена, когда жизнь на их малой родине кипела и менялась прямо на глазах. И все благодаря становлению промышленности.
Вряд ли случайно, что на прошедших в июне Общественных слушаниях по выбору площадки под строительство АЭС ни один (!) из местных жителей не выступил против проекта.
Тут есть над чем подумать. Как правительству и муниципальным властям, так и самим усть-янцам. Ведь шанс потому и называется шансом, что создает лишь возможности. А будут ли они реализованы – зависит от людей и их действий.
Заработают все!
Для начала надо понять, что строительство собственно самой АЭС – всего лишь часть большого дела. В первую очередь потребуется серьезная подготовка к началу строительства.
Так, остро встанет вопрос глубокой модернизации портового хозяйства Усть-Куйги и Нижнеянска, которое не обновлялось еще с советских времен. Ведь для новой АЭС понадобятся многие тысячи тонн генеральных грузов. Начиная с цемента и строительной арматуры, заканчивая уникальным и потому страшно дорогим оборудованием.
А это потянет за собой массу других позитивных для местного населения сдвигов.
К примеру, сегодня в Нижнеянске при полной загрузке даже остатков кранового хозяйства речного порта приходится обесточивать… сам поселок.
Вряд ли такое положение устроит Росатом. Так что стоит ожидать не только появления новых кранов, обновленных причальных стенок и т.д., но и существенного укрепления местной дизельной энергетики.
Было время, пассажиры Усть-Куйги летали прямыми рейсами в Москву. Теперь такие перелеты снова становятся востребованными. Так что аэропорту Депутатского скоро придется уступить звание главной воздушной гавани Усть-Янья.
А это все работа. Для речников, энергетиков, авиаторов и, в конце концов, для тех, кто возьмется за подряды на строительство.
Кроме того, потребуется привести в порядок дороги, отсыпать площадки, провести множество других земляных работ. Все это заработки. В том числе для местных жителей. А значит, борьба с той самой бедностью.
Усть-Куйга как точка роста
Малому бизнесу в якутской Арктике всегда приходилось туго. Не случайно в Стратегии среди основных ограничений и сдерживающих факторов названы «крайне высокие издержки и низкая конкурентоспособность отраслей местного производства».
При этом Росатом планирует начать строительство АЭС уже через три года. Количество строителей на пике будет достигать 600-700 человек.
Фактически это удвоение числа жителей Усть-Куйги. Причем это будут не привычные нам пенсионеры и малые дети, а люди в самом расцвете сил. Которые хотят вкусно поесть, сгонять при случае на рыбалку, попариться в баньке, поиграть в бильярд…
Скорее всего, для строителей организуют вахтовый поселок. Но одно дело – вахта в глухой тайге, и совсем другое – вблизи жилого поселка. Поэтому крайне необходимо организовать в Усть-Куйге приемлемый сервис и цивилизованный отдых приезжим строителям.
И тут открывается непаханое поле деятельности для республиканского Минпреда. Ведь потребуется обучить азам бизнеса не только жителей Усть-Куйги и Нижнеянска, но и рыбаков и оленеводов Казачьего, Усть-Янска, Хайыра, Юкагира.
А если учесть, что уже год действует федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательства в Арктической зоне РФ», который дает массу льгот не только юрлицам, но и индивидуальным предпринимателям, то перспективы Усть-Куйги как точки роста малого бизнеса становятся еще более привлекательными.
Но и это только начало. Пуск АЭС намечен на 2028 год. А это значит, что в поселке появятся высококвалифицированные работники атомной энергетики.
Их будет меньше. Зато достаток больше. А чем выше уровень образования и достатка человека, тем выше его запросы. Не только в сервисе и отдыхе, но и в культуре, спорте и т.д.
Пока сложно спрогнозировать, сколько новых мест потребуется в детском садике и школе поселка. Но то, что сферу образования и здравоохранения в Усть-Куйге потребуется поднять на качественно новый уровень – не вызывает сомнений. А это опять-таки новые рабочие места для якутян.
Вот тут, ни на что не намекая, уместно вспомнить, что среди основных рисков реализации Стратегии развития якутской Арктики названы:
«Риски неэффективной деятельности исполнительных органов государственной власти, которые связаны с возможным асинхронным, неоптимальным характером проводимых модернизационных реформ на государственном и муниципальном уровнях…».
Следовательно, здесь потребуется максимальная координация действий республиканских и местных властей. То есть встанет вопрос эффективного государственного и муниципального управления, о котором мы так много говорим.
О скучном. О деньгах
Недавно в Усть-Янье сорвалась попытка преобразовать муниципальный район в муниципальный округ. Похоже, люди не поняли, в чем их выгода от такой реформы. А ведь главная тонкость – в деньгах.
Дело в том, что у муниципального округа один, единый для всего улуса бюджет. В отличие от муниципального района, в котором деньги рассыпаны по всем поселениям.
Общеизвестно, что абсолютное большинство муниципалитетов республики глубоко дотационны. Компенсируется дефицит доходной части районов и поселений за счет республиканского бюджета.
Но при этом у каждого, даже самого мелкого, поселения есть свой собственный бюджет. Да, дефицитный. Да, маленький. Но это свои деньги. И пусть их ни на что не хватает, но сам факт наличия собственных средств уже греет душу.
Однако есть исключения. Там, где развивается промышленность, бюджеты муниципалов быстро становятся профицитными. Например, в селе Таас-Юрях, где газовики с нефтяниками до отказа набили местную казну огромными доходами.
Не минет эта завидная судьба и маленькую Усть-Куйгу. Уже в период строительства АЭС.
Но как только доходы поселка превысят нормативные расходы (на образование, коммуналку и т.д.), тут же заработает механизм так называемого «обратного трансферта». Это когда излишки местных доходов изымаются в республиканский бюджет.
В итоге получится ни себе (усть-куйгинцам), ни соседям (казачинцам, нижнеянцам, хайырцам…).
Да, у муниципального округа есть свои нюансы. Не будет выборных глав сел и поселков. Не будет отдельных бюджетов поселений. Зато, пока не будет покрыт дефицит средств на содержание Уяндино, Сайылыка, Юкагира, деньги из улуса никуда не уйдут.
Наверно жителям Усть-Янья стоит еще раз серьезно подумать о переходе на формат муниципального округа. И затем вернуться к проведению нового референдума. Желательно не в предвыборный период.
Только в этом случае Усть-Янский улус сможет уйти от нынешнего равенства в бедности и, по большому счету, станет одним из флагманов возрождения Арктической зоны не только Якутии, а всей России.
Афанасий ЕГОРОВ
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: