55 навигаций Аркадия Максимова: легендарный капитан о профессии, судьбе и трудовой вахте

55 навигаций Аркадия Максимова: легендарный капитан о профессии, судьбе и трудовой вахте

Фото из семейного архива
Читайте нас

Кто из парней не мечтал быть капитаном, стоящим за штурвалом корабля в фуражке, белом кителе и перчатках? Для Аркадия Алексеевича Максимова это не просто мечты, а вся трудовая жизнь, в которую вошло 55 навигаций. Он один из легендарных капитанов Якутии, наставник с большой буквы, опытнейший капитан, речной волк, который знает на реке Лене каждую протоку судового хода.

Отроки войны

Родился Аркадий Максимов 5 апреля 1939 года в Долгинском наслеге Мегино- Кангаласского района на берегу красивейшего озера Тюнгюлю. Он был третьим ребёнком в большой семье из пятерых детей. Отец Алексей Прокопьевич работал председателем колхоза имени Максима Горького, мама Татьяна Яковлевна была на ферме дояркой.

А потом началась Великая Отечественная война. Отца призвали на фронт жарким летом 1942 года, воевал под Сталинградом. Потом подсчитают, что средний срок жизни бойца в Сталинграде составлял меньше суток – 23 ч. 12 мин… Ему повезло, всего лишь тяжёлое ранение и демобилизация в 1943 году. Детство, растоптанное войной, от него веет холодом, голодом, сиротством и ранней работой. Но сложными были не только военные, но и послевоенные годы.

Мама умерла, когда Аркадию было 14 лет, младшим – сестренке Розе было восемь, братишке Алёше 3 года. Отец так до конца не восстановился от ранений и тяжело болел. Жизнь была непростой, тяготы большой семьи легли на старших детей – брата Семёна и сестру Татьяну, ей, чтобы заботиться о малышах, и вовсе пришлось оставить школу.

В 1956 году по окончании восьмилетней школы Аркадий поехал в Якутск учиться и получать профессию. Выбор пал на Якутское речное училище. Ещё в детстве он мечтал о речных просторах, зачитывался книгами о землепроходцах и путешественниках. Престиж работы речников в те годы был высочайшим. Это сегодня развиты авиация, автомобильные трассы и проложена железная дорога, а тогда реки были главными транспортными артериями республики. Речное училище готовило штурманов, паровиков,  дизелистов, гидротехников.

В приемной комиссии сидел сам начальник училища Михаил Громов, он посмотрел документы крепкого деревенского якутского парня, на секунду задумался и сказал фразу, определившую дальнейшую судьбу: «Тебе, Максимов, стоит попробовать себя на судоводительском отделении».

Экзамены были сложными, результаты сразу не объявляли, сказали – езжайте по домам, если поступите, вас вызовут. Дома ждала колхозная работа на полях. Когда в село пришла телеграмма, что Аркадий Максимов принят и ему надлежит явиться по месту учёбы, радовалось всё село, и, пожалуй, больше самого будущего курсанта гордился своим сыном отец-фронтовик!

Фото из семейного архива

Речные курсанты

Учёба началась сразу с практики, первокурсников –штурманов разделили на две группы, и та, в которой был Аркадий, поехала на предпоследнем рейсе пассажирского парохода «Москва» по маршруту Якутск—Осетрово—Якутск. В обязанностях курсантов была помощь вахтенным матросам: уборка палубы после посадки и высадки пассажиров, помощь спуску и подъёму шлюпок, выполнение указаний боцмана. Работы на теплоходе хватало.  Максимов её не боялся, к концу рейса он уже понимал: это действительно та профессия, с которой стоит связать свою жизнь навсегда.

А когда в первых числах сентября пароход вернулся в Якутск и парням выдали парадную форму, гюйс, тельняшки, робу, ботинки, шапку-ушанку с эмблемой, всё новенькое, он сказал себе – вот это да! А ещё и кормят хорошо и бесплатно!

Дисциплина в Речном училище была, по сути, полувоенной. Чёткий распорядок дня, учёба, строевая, время на самоподготовку, спортивные кружки, вечерняя поверка, отбой, одно увольнение в город по воскресеньям, но не всем, только успевающим в учёбе и не имеющим дисциплинарных нарушений, которые тут же наказывались нарядами.

Всего обучалось около 340-400 студентов, дети войны, среди которых было немало сирот, отцы которых погибли на войне. Преподаватели, в основном, фронтовики, это понимали и хоть держали дисциплину, к курсантам относились не без строгости, но очень доброжелательно, по- отечески.

А вот первые два года учёбы давались Аркадию Алексеевичу довольно непросто. Чего только стоили одни флотские термины, которые должны были отскакивать от зубов, когда сам русский язык был ещё далёк от идеала. А мудрёные штурманские формулы, которые не проходят в обычных школах… Но юноша из далёкой сельской глубинки проявил достойное упорство в учёбе.

А потом наступил 1960 год, позади 4 года учёбы, практики рулевым на пароходах проекта 732 «Тимптон» и «Учур» и направление вторым помощником капитана на пароход «Верхоянск» Жатайского судоремонтного завода. Ленское речное пароходство в это время переживало своего рода техническую революцию. На смену паровому флоту шел дизельный, деревянные баржи заменялись металлическими. По перегонам Северного морского пути начали поступать новые отечественные, чехословацкие и финские буксиры, лихтёры, пассажирские теплоходы.

Навигация 1975 г. Охрана плота от шторма

Трудовая вахта

«Верхоянск» представлял собой колёсный буксирный пароход мощностью 300 лошадиных сил. Сегодня сложно представить себе на корабле угольную котельную, в топку которой кидает уголь кочегар. И не просто кидает, а веером, чтобы он горел равномерно, пьёт из медного чайника слабо подсоленную воду, а после выбегает от невыносимой жары на палубу. Или бункеровку, когда экипаж на тачках по крутым трапам грузит вручную с баржи на корабль до 50 тонн угля. А ведь было.

На этом теплоходе в свою первую навигацию Максимов учился водить по якутским рекам плоты. Буксировка плотов, пожалуй, одна из самых сложных операций для капитанов. Нужно учитывать очень много нюансов и столкнуться с целым рядом сложностей – ветер, туманы, речные перекаты, разные уровни воды, особенности течений в протоках. Потерять, разбить плот в различных ситуациях мог даже опытный плотовод, и на опасных участках нервничали все… Водить плоты – это настоящее искусство. В последующем Аркадий Алексеевич овладеет им в совершенстве.

Жизнь речника считается навигациями, в навигацию 1963 года в его судьбе произошло важнейшее событие – свадьба. С красавицей Валентиной Решетниковой он познакомился ещё курсантом. Два года ухаживал, покорил её сердце своей надёжностью. У них родилось трое детей. Когда появился первенец, папа получил телеграмму с опозданием, так как был в очередном рейсе на пирсе Нижнеянска. Валентина Афанасьевна стала его крепким тылом, той, к которой настоящие моряки идут из самых дальних краёв, несмотря на все преграды и невзгоды.

Аркадий Алексеевич Максимов с супругой Валентиной Афанасьевной

Капитаном Аркадий Максимов станет в 1968 году. Капитан – это не просто должность, а образ жизни, это железная воля, настойчивость и моральный компас, который никогда не даёт сбоев. Капитан обязан не только знать всё о судовождении, но и уметь работать с людьми, иметь высочайший авторитет. Это ещё и ответственность, недаром самая сложная вахта с 22 до 4 утра называется капитанской.

Навигация 1986 г. Капитан теплохода ОТ-2012

В 1975 году Аркадий Алексеевич получит знак «Ударник девятой пятилетки» и первую медаль «За трудовую доблесть». В 1981 году выйдет указ о награждении его орденом Трудовой Славы III степени, в 1986 году капитану вручат орден Трудовой Славы II степени. На пенсию Максимов выйдет только 20 октября 2015 года, имея за плечами общий трудовой стаж – 55 лет.

«Благодарю судьбу, – говорит прославленный якутский капитан, – за хороших учителей в детстве, за мудрых наставников, за верных товарищей, за удачные навигации и непередаваемое чувство гордости за успешную работу экипажа!»

На встрече с ветеранами ЛОРПА
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
16 июня
  • 16°
  • Ощущается: 16°Влажность: 82% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: