X

50-летие «якутского» БАМа: трудовой подвиг Первого бамовского отряда Якутии

Согласно Указу президента России в стране широко отмечается 50-летие начала строительства БАМа. Основные события приурочены к дате Постановления ЦК КПСС и Правительства СССР № 561 от 08.07.1974 и пройдут в Тынде. Старт же празднованиям был дан 27 апреля большим концертом в Большом Кремлёвском Дворце  — по месту и в дату объявления БАМа всесоюзной комсомольской (=молодёжной) ударной стройкой с отправкой туда первого всесоюзного отряда.

Якутия, бесспорно, главный выгодоприобретатель строительства БАМа — стройка века стала величайшим историческим, переломным в её развитии событием, разрешившим извечную проблему грузотранспортной изолированности республики.

В самом том постановлении прокладка стального пути в конечную точку Малого БАМа на ст. Беркакит определена как безусловно её первостепенная задача – масштабный старт стройки века стал возможен лишь в тандемной связке с реализацией планов разработки гигантского нерюнгринского месторождения коксующегося угля экспортных марок.

Первый якутский отряд

И так уж сложатся обстоятельства, в т.ч. и природно-климатические, что особую и тяжкую ношу лидера в решении данной задачи при всём том неимоверном накале событий труднейших первых этапов стройки руководство «БАМстройпути» возложит на небольшой, но поразительно стойкий и запредельно мотивированный «Первый (Головной) якутский отряд» первостроителей БАМа (в 1976 г. переименован в «Якутский комсомолец»).

Торжественные проводы Первого отряда как раз и состоялись 15 мая 1974 г. в здании Политпроса на пл. Ленина в г. Якутске. Звучали трогательные слова напутствий… В отсутствие избранного командиром 20-летнего  Анатолия Климова, отбывшего на учебную сессию, с высокой трибуны его зам (комиссар) 22-летний крепкий, статный Гаврил Адамов поблагодарив за доверие, твёрдо пообещал «вернуться в Якутию по железной дороге».

Фото предоставлено авторами публикации

Отряд сдержит слово: через 2,5 года 02.11.1976 торжественная укладка отрядом «золотого звена» на границе Амурской области с Якутией (разъезд Якутский) сделает тот год вдвойне триумфальным для Якутии. Ещё через год 29.10.1977 «золотое звено» на ст. Беркакит подытожит беспримерные 3,5 года суровых испытаний отряда на живучесть в экстремальных экспедиционных условиях. А ещё через год 29.10.1978 торжественная укладка отрядом «золотого звена» на технологической станции «Угольная» будет совмещена с отгрузкой-отправкой потребителям первого состава с якутским углём.

«Мы сделали это»

Свой же первый «исторический» участок БАМа от ст. Беленькая до ст. Тында наши парни пройдут за лето по следам узников довоенного БАМлага. Затем 2 месяца работы в Тынде под зорким оком руководства, после чего  отряд проверят на выживаемость: высадят десантом зимой в первозданной тайге без эл/энергии валить лес — готовить большой плацдарм и ставить «нули»-фундаменты первых домов под новый посёлок-станцию Могот, а следом то же самое и по ст.Нагорная. Отряд прорубит и все просеки под ж/д полотно и притрассовые автодороги от Могота до перевалов Станового хребта.

Наш отряд уникален уже тем, что проложенные им в родную республику стальные рельсы магистрали — это не обычный притянутый политтехнологами пропагандистский ход, а выстраданный результат, преодоление из разряда «вам и не снилось…» — они вправе сказать: «мы сделали это…». Вполне вероятно и то, что наш Первый отряд является единственным из делегированных на стройку областным отрядом масштаба бригады (до 35 чел.) без какой либо управленческой надстройки сохранившимся с первых дней стройки до её завершения.

Первый якутский отряд в числе самых первых на БАМе впишет себя золотыми буквами в историю величайшей стройки СССР. Историю сотворят совсем молодые, предельно мотивированные, впитавшие патриотизм с молоком матери,  простые парни из разных уголков республики и г. Якутска. Первый отряд прославит родную Якутию и ее народы на всю страну СССР не только благодаря широкому освещению хода строительства в СМИ, но, прежде всего, благодаря достойному представлению себя и республики в том огромном дружном интернациональном сообществе молодых-горячих, амбициозных строителей БАМа.

Итоги БАМа толком подведены не будут — страну начнут сотрясать сокрушительные ветры перемен. Для многих бамовцев сильно затянется период между ярким прошлым и призрачным будущим — комсомольская путёвка на БАМ была билетом в один конец.

Первый пассажир

Невероятно, но факт и то, что тот запредельно скромный и бесподобно стойкий самородок — несокрушимый стержень того дружного сплочённого коллектива, кавалер ордена «Дружбы народов СССР» Гаврил Николаевич Адамов проработает на своей железной дороге 45 лет с мая 1974 г. (с мая 1976 монтёром пути) аккурат до даты прихода первого пассажирского поезда в г. Якутск (ст. Н.Бестях) 27.07.2019 г.

Ему как главному пассажиру того Первого поезда встречавший его на перроне Глава республики Айсен Николаев вручил сертификат АО ЖДЯ, свидетельствующий о том, что он является первым пассажиром Первого пассажирского.

Ветераны строительства БАМа Павлова А.К., Пухов Н.Д.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 17.05.2024 12:13

Related Post