X

48 вместо 70. В Якутии обсудили предложения по реформированию Ил Тумэн

Речь идет о реформе парламента VII созыва, народные депутаты VI созыва продолжат работу в прежнем составе.

На расширенном заседании комитета Ил Тумэна по государственному строительству и законодательству прошло первое обсуждение основных принципов Послания Главы Якутии Айсена Николаева по реформированию парламента.

Как подчеркнул председатель комитета Алексей Еремеев, речь шла о реформе парламента 7-го созыва, народные депутаты 6-го созыва продолжат работу в прежнем составе.

Это первое широкое обсуждение, касающееся принципов формирования Государственного Собрания (Ил Тумэн). В течение двух месяцев рабочей группой проделан огромный труд, изучен опыт работы не только местных органов, но и других субъектов и мировой практики.

Напомним, Глава предложил рассмотреть перспективу перехода Ил Тумэна на профессиональную основу со следующего созыва, а также увеличить число депутатов, работающих на постоянной основе до 35, сократить представительство партий в парламенте до 25% депутатского корпуса и соответственно увеличить представленность депутатов-одномандатников, как более приближенных к народу.

Цель преобразования — повышение эффективности законотворчества и оперативности реагирования на федеральную повестку.

Однопалатный парламент

Как пояснил Алексей Еремеев, было рассмотрено несколько вариантов формирования парламента, как по форме устройства, так и количеству депутатов.

— Мы отклонили вариант двухпалатного парламента, так как при таком устройстве затягивается оперативность принятия решения. В настоящий момент двухпалатный парламент не формируется ни в одном субъекте Российской Федерации, таким образом целесообразно сохранить парламент однопалатным, — подчеркнул он. — Мы должны найти решение, которое будет максимально учитывать представительство населения в парламенте, а также будет наиболее оптимальным для оперативного и профессионального законотворчества.

Председатель профильного комитета напомнил, что федеральное законодательство предусматривает следующее: при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно составлять не менее 25 и не более 70 депутатов, а также не менее 25% депутатов должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Что предлагает рабочая группа?

По мнению рабочей группы, количество депутатов должно быть таким, чтобы максимально сохранить положительные стороны ныне действующей системы формирования парламента, при этом усовершенствуя там, где это необходимо. Это прежде всего касается совместной работы с Федеральным Собранием Российской Федерации.

Так, по его словам в Ил Тумэн в 2020 году поступило 602 проекта федеральных законов для представления отзывов и 302 проекта федеральных законов для направления поправок. В прошлом году Госсобрание рассмотрело и направило 57 отзывов на проекты федеральных законов, по трем законопроектам направлены поправки.

— Основной работой парламента в части федерального законодательства является рассмотрение законопроектов до их принятия в первом чтении. На пленарных заседаниях мы рассматриваем примерно от 10 до 20% присланных нам, поскольку часть из них не затрагивают интересы республики и не требуют нашего реагирования. Тем не менее надо признать, что мы иногда упускаем рассмотрение федеральной повестки, так как не успеваем по срокам. Для повышения оперативности реагирования надо пересмотреть число депутатов, — отметил Алексей Еремеев.

Он подчеркнул, что существующая структура из 70 народных депутатов становится достаточно громоздкой и вследствие этого медлительной. Кроме того, проведение пленарного заседания один раз в два месяца также требует пересмотра.

— Для оперативного реагирования на федеральное законодательство необходимо проводить пленарные заседания чаще, чем сегодня установлено нашим законом, считает народный депутат.

По мнению рабочей группы, необходимо максимально сохранить представительскую функцию парламента, при этом, как показывает практика, депутаты-одномандатники лучше отражают интересы избирателей конкретного округа.

А при предложенном варианте Главой количества народных депутатов в 35 человек придётся сократить количество одномандатных округов до 26, при условии, что 25% депутатского корпуса будут избираться по партийным спискам.

— При таком соотношение мандатов укрупняется и так территориально большие северные и арктические округа. Плюс одномандатные будут образовываться путём объединения двух и более муниципальных районов. Плотно населённых районов в Якутии единицы, поэтому возникнут трудности формирования округов не только на севере, но и по всей территории республики, — заметил Еремеев. — Действующая схема округов показала свою состоятельность, она принята населением, поэтому предлагаем сохранить действующую схему одномандатных округов, а в целях сохранения округов в Арктической зоне предлагаем добавить ещё один одномандатный избирательный округ в Якутске.

Иными словами, общее количество народных депутатов может быть установлено как 48, из них 36 — избираемых по одномандатным округам, а 12 — по партийным спискам.

Председатель профильного комитета отметил, что сегодня сокращение количества депутатов от партий является общефедеральной тенденцией.

Так, восемь регионов приняли законы о сокращении числа депутатов, избираемых в составе списка кандидатов до 25%. Это Республики Алтай и Марий Эл, Приморский и Хабаровский края, Тульская, Костромская, Кировская, Липецкая области. Сократили общее число депутатов с 36 до 27 депутатов и в Амурской области, хотя пока ещё не определились насчёт избирательной системы.

Алексей Еремеев напомнил, что увеличение депутатов-постоянников повлечёт за собой значительное увеличение сметы расходов парламента, а в Послании Главы говорится о сохранении объёмов текущего финансирования.

— Это означает, что мы должны существенно сократить аппарат Госсобрания, особенно это коснётся старших референтов, несущих основную нагрузку по обеспечению деятельности депутатов. Для оперативного принятия решений парламента с учетом необходимого кворума, можно половину состава парламента плюс один депутат определить как «постоянники», — предложил он.

Есть время

В завершение выступления председатель комитета подчеркнул, что есть время для принятия решения, так как в Конституции республики количество депутатов, работающих на постоянной основе, не определено.

— Мы должны найти такое решение по формированию парламента, которое максимально будет учитывать представительство населения в парламенте и в то же время будет оптимальным для оперативного, профессионального законотворчества, — заключил он.

Поступило предложение организовать обсуждение инициативы в муниципальных образованиях с привлечением СМИ. Далее проект будет рассмотрен в Конституционной комиссии, в которую входят также и представители политических партий.

Словом, по итогам голосования профильный комитет принял решение поддержать предложение Главы Республики Саха (Якутия) о новых принципах формирования Государственного Собрания (Ил Тумэн) в целях повышения оперативности и совершенствования законодательной деятельности по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также признал целесообразным сокращение общего числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) при сохранении действующей схемы одномандатных избирательных округов.

Мнения

Виктор Губарев, заместитель председателя Ил Тумэн, первый секретарь Якутского рескома КПРФ:

— Не согласен с некоторыми моментами. Вы верно отметили представительские функции: не успеваем за федеральным законодательством и так далее. Мы здесь упускаем основной момент: сегодня цифровое государственное управление всё больше набирает силу и в принципе это не мешает работе. Мы упускаем больше представительские функции. В Верховном совете нашей республики было 160 депутатов, вертикаль была жёсткой, была представительская связь. А сегодня как? Мы её теряем.

Ил Тумэн не дорабатывает по некоторым вопросам, которые относятся к ведению парламента, в частности по утверждению государственных программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и установлению порядка управления и распоряжения собственностью.

Предлагаю сохранить в парламенте 70 депутатов, из них 35 депутатов (50%) избирать по партийным спискам, а 35 депутатов — по одномандатным округам. Должна быть единая норма 50 на 50, а не увеличение количества одномандатников.

Юрий Николаев, народный депутат, член партии «Единая Россия»:

— В Послании Ил Дархана главное — не количество депутатов, а их эффективная и оперативная работа. Эффективности можно достичь не только работой постоянных депутатов, а в целом улучшением работы парламента.

Предложенный главой вариант — 36 плюс 12, всего 48 депутатов – абсолютно оптимальное решение, которое есть на сегодня. Сколько будет постоянников и так далее – не тема сегодняшнего разговора. Мы в целом должны решать о том, сколько в целом народных депутатов должно быть.

Егор Ларионов, член Общественно-консультативного совета при Председателе Ил Тумэна:

— Обсуждается принципиальный и важный вопрос, как дальше будет работать парламент республики. Необходимость его реформирования надо обсуждать. Считаю, вопрос обширный, не надо торопиться. Обсуждение только начато, есть ещё время. Предлагаю дождаться выборов в Госдуму РФ, где возможны изменения в федеральном законодательстве, а потом мы уже определимся с количеством народных депутатов и их процентном соотношении. Вопрос принципиальный.

Матвей Евсеев, народный депутат:

— Надо обсуждать не количество депутатов, а качество нашей работы. Количеством качество не заменишь, 48 депутатов работают или 25, или 36 — неважно, качество от количества не зависит. Всё зависит от качества выборов, кого выберёт народ. Мы должны зрить в корень: кого мы избираем?  Что касается озвученного сегодня количества народных депутатов, мы должны самостоятельно принять решение и дальше работать. Если население вырастет в количественном соотношение, можно потом изменить количество округов. Не надо делать трагедии из того, что выберем 48 депутатов и на этом всё, работа остановится. Качество, эффективность, оперативность – технический вопрос, решаемый правильной организацией работы руководством парламента.

Юрий Григорьев, народный депутат, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Ил Тумэне:

— Профессиональный парламент и парламент на профессиональной основе – разные вещи. Профессиональный парламент – это когда все получают заработную плату, а на профессиональной основе — когда существует те, кто получает её и остальные избранные депутаты. Профессионалов характеризует высокая производительность и эффективность труда. На этом и сделал акцент Глава – на эффективности и результативности, а не на том, сколько людей будет работать на заработной плате. Не следует торопиться, действительно. В действующем созыве надо повысить эффективность нашего законотворчества, также необходим наш представитель в Москве.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 05.03.2021 13:03

Related Post