В Якутии 2021-2030 годы объявлены Десятилетием здоровья.

30 ноября состоится премьера фильма Ивана Кривогорницына «Век якутского кино»

Режиссер Иван Кривогорницын с одним из героев своего фильма Эдуардом Новиковым, обладателем Гран-при Московского международного кинофестиваля.

110 лет назад Якутск увидел первый фильм, и юбилей сей славной даты как раз на этой неделе: кинопоказ состоялся 30 ноября 1911 года.

Ищите женщину

А завтра, 30 ноября, в 14 часов в кинотеатре «Лена» — премьера фильма Ивана Кривогорницына «Век якутского кино» (вход свободный).
Целый век и одно десятилетие — в ленте продолжительностью 1 час 20 минут. География съемок — от Москвы и Питера до Чурапчи и Таатты, где нынешние кинематографисты снимали этим летом свои фильмы.

Исторические фотографии, интервью и архивные кадры, а где они отсутствовали, на помощь пришла видеореконструкция, как в случае показа первого в истории визита в Якутию французских кинематографистов, случившегося аж в 1912 году!

У месье Буртэ и двух его операторов планы были поистине наполеоновскими: от Якутска добраться до Тикси, а там махнуть на Аляску, но… человек предполагает, а бог располагает. Нет, Жиганска (или Тикси) они всё-таки достигли, но поняв на месте утопичность своих стремлений — не по льдинам же скакать через бушующий бездонный океан! — повернули назад.

Однако при этом всю дорогу французы неутомимо снимали, а в Якутске им даже вроде как удалось запечатлеть  раскопки в районе легендарного кургана Тыгына. Мало того, имеются свидетельства, что они увезли с собой один из выкопанных там скелетов — предположительно, женский. И все, с концами. Шерше, как говорится, ля фам.

Центр аудиовизуального наследия республики ещё в бытность свою Госкинохранилищем пытался выйти на след хотя бы пленок, по нашим временам поистине бесценных, но увы. Да и то — над Францией с тех пор две мировые войны отгремели… Однако надежда умирает последней. А вдруг что найдется?

«Единственный источник дохода»

Таких историй у режиссера фильма Ивана Кривогорницына — вагон и маленькая тележка. Ещё бы — полгода работы по архивам, поездки по республике и стране.

— Первый кинопоказ состоялся на втором этаже музея-библиотеки, который мы сейчас знаем как исторический зал Национальной библиотеки, — рассказывает он. — А первый кинотеатр располагался на том месте, где находится «Сахателеком».

Изначально там был фотосалон, который держал ссыльный Лозянов. Но когда он умер, вдова продолжать его дело не смогла. Зато вышла замуж вторично за другого ссыльного — Василия Петровича Приютова, квартировавшего неподалеку, в доме Романова — той самой «Романовке», которая прогремела на всю Россию.

Но если Романовку прославили другие, то Василий Петрович вошёл в историю как человек, открывший для Якутии кино.
Кстати, когда в 1920 году «кинематографъ» Приютова национализировали, его жена написала жалобу «в Москву, Ленину», что бывшего ссыльного лишили единственного источника дохода — при том, что в семье одиннадцать ртов (замуж вдова Лозянова выходила уже с двумя детьми, прижив в браке со вторым супругом ещё семерых).

И что вы думаете? Вернули Приютову его кинотеатр, и он на протяжении шести лет — с 1922-го по 1928-й — спокойно в нем директорствовал. А потом, продав республике свой «единственный источник дохода», отбыл в Ленинград, где и умер во время блокады.
Сохранила история и имя человека, работавшего у Приютова киномехаником — это был казак Пантелеймон Никулин.

Базис и основа

— Кстати, о киномеханиках. В Далыре Верхневилюйского улуса жил Алексей Трофимов — единственный в республике киномеханик, который сохранил свои журналы учёта просмотра фильмов с 1969 по 1995 год, когда не стало кинопроката.

Семь объёмистых «амбарных» книг, где записано все — сколько зрителей посмотрело ту или иную кинокартину, какая выручка была. Сейчас эти журналы хранятся в Музее кино при Центре аудиовизуального наследия, а в Далыре до сих пор стоит старое здание клуба, где он крутил эти фильмы.

В кадре — заслуженный артист РС(Я) Степан Петров («Царь-птица», «Надо мною солнце не садится»).

Интервью нам давали самые разные люди — киноведы, кинокритики, учёные, государственные деятели — они, люди советской закалки, выросшие на кино, хорошо понимают его значение. К сожалению, не все эти интервью вошли в чистовой монтаж: у жанра свои законы — если падает темпоритм, приходится «резать».

А основная идея, которую я хотел передать — успехи якутского кино ведут отсчёт с той самой минуты, когда казак Никулин включил свой кинопроектор. И на протяжении 110 лет каждый человек — киномеханик, методист, вообще каждый, работавший в сфере кинофикации, кинематографии — вносил свою лепту, создавая базис и основу для тех, чьи имена сейчас у всех на слуху. Их надо помнить, ведь память — это единственное, что остаётся после человека.

За время работы над фильмом ушли три его героя — наш патриарх Степан Николаевич Емельянов, которого помнят по роли в «Срочно… Секретно… Губчека…», один из первых трёх профессиональных якутских кинооператоров Семён Семенович Васильев и Бэргэн Васильевич Парников, который и был заказчиком фильма «Век якутского кино». Так что история у нас получилась драматическая — и внешне, и внутренне. Как и сама жизнь.

А я приступаю к другим проектам, которые давно уже меня заждались.

Фото предоставлено героем материала.

+1
9
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ