Госкомобеспечения Якутии: 2022-й – пожаров меньше, воды больше
Якутия – один из больших и сложных регионов, подверженных многим стихиям и рискам. Но, несмотря на это, защита населения и территорий организована на высоком уровне. Чтобы разобраться, кто стоит за обеспечением безопасности населения, мы побеседовали с первым заместителем председателя Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии Иннокентием Андросовым.
Вступление
Нынешнее лето порадовало жителей Якутии: пожаров было меньше. Якутяне, страдавшие в последние годы от дыма лесных пожаров, в этом году вздохнули с облегчением. Специалисты ведомств, которые работают со стихиями, отмечают цикличность как пожаров, так и наводнений. Об итогах уходящего 2022-года рассказал Иннокентий Михайлович.
В плане обеспечения безопасности жизнедеятельности год был непростой, говорит Андросов. В Госкомитете две подведомственные организации — Государственная противопожарная служба и Служба спасения республики. В противопожарной службе по всей республике работает порядка 2800 человек в 153 населенных пунктах. В Службе спасения работает 237 человек, в следующем году планируется наращивание сил до 260, и в 2024-м – до 300 человек. Такое количество работников обеспечивает безопасность жизнедеятельности населения республики.
Также, Госкомитет курирует АО «Саханефтегазсбыт». Акционерное общество обеспечивает горюче-смазочными материалами всю республику.
Самая паводкоопасная республика
— Наша республика является одним из самых паводкоопасных регионов в Российской Федерации, — говорит заместитель председателя. — Ежегодно у нас наблюдаются заторы, которые провоцируют крупные наводнения. У наводнений существует цикличность в 25-30 лет. Это обусловлено многими факторами. После большого наводнения в 2001-м году в городе Ленске ученые подсчитали более 60-ти причин образования заторов.
Поэтому на пропуск весеннего половодья на территории Якутии Правительство республики уделяет большое внимание.
Проходят заседания на уровне Российской Федерации и региона. 2022 год в среднем был спокойным, хотя ряд проблем все же был. На реке Лена в Олекминском районе ниже села Хоринцы, в Намском районе были заторные явления, начиная от Кангаласского мыса до острова Бакычча.
В Ленском районе есть затороопасный участок – там извилистый участок реки, и на этом участке происходят крупные заторы. Он находится ниже города Ленска. В этом году лед прошел там очень спокойно. Это связано с тем, что с Иркутской области поступление воды было на низких уровнях.
— Затор образовался в Олекминском районе, затопило близлежащие населенные пункты рядом с селом Хоринцы, — рассказывает Иннокентий Андросов. – Провели успешно два подрыва в головной части этого затора и вода начала уходить. Стоит отметить республиканскую комиссию, администрацию и жителей села Хоринцы, которые соорудили дамбу обвалования, и данный барьер спас часть поселка от затопления.
Опасные участки на реке
Река Лена с территории Хангаласского улуса резко меняет свой уклон, переходит в более равнинное русло. Подводный переход магистрального газопровода через реку Лена на участке Табага сегодня превратился в опасный затооропасный участок — там образовался остров, который находится посередине реки. Это песчаная отмель, которая в половодье находится под водой, а осенью в меженный период сужает фарватер реки.
— В этом году эти опасные участки ледоход миновал спокойно, — рассказывает первый заместитель руководителя. — А на территории Намского улуса была череда очень сложных заторов. Надо иметь в виду, что природные явления всегда имеют другую сторону – так, выход воды на пойму обеспечил в этом году хороший травостой. Паводковая вода уходила нынче очень медленно, и поэтому подрывы в районе поселка Сангар и ниже продолжили.
Наводнение в Верхоянском
Только начнет снижаться тревожный паводковый период – начинается пожароопасный сезон. В этом году, когда уже переходили на лесопожарный период, в Верхоянском районе начался летне-осенний паводок.
— Незамедлительно провели КЧС (комиссию по чрезвычайным ситуациям), вылетели в Верхоянск с оперативной группой спасателей и специалистов, — говорит Андросов. — Стояла задача защитить жителей населенных пунктов, поселок Батагай, была сооружена дамба вместе с администрацией района, чем предотвратили затопление райцентра. Вместе с тем, были затоплены все населенные пункты. Работали там почти полмесяца. Обеспечили координацию аварийно-спасательных мероприятий для безопасности населения. В целом, все основные задачи выполнили.
Первоочередной задачей оперативной группы была эвакуация, перевозка людей в поселок Батагай и город Якутск. Спасатели проводили аварийно-спасательные, поисковые работы, организованы работы по отселению и эвакуации населения, поднятию имущества граждан на незатопляемые участки. Проводили отгрузку гуманитарной помощи с воздушных судов и на маломерных судах выполняли доставку питьевой воды, продуктов питания и медикаментов населению, организованы перевозки врача людям, обратившимся за медицинской помощью и работника раздачи пенсии жителям района.
Организовали доставку всех стройматериалов вместе с «Якутопторгом». Было выполнено более 10 рейсов на вертолете МИ-26. Ил Дархан Айсен Николаев с вице-премьером – полномочным представителем Президента РФ в ДФО Юрием Трутневым выезжали в Верхоянский район.
Заместитель руководителя Госкомобеспечения отметил хорошую работу глав на местах в Верхоянском районе. Работа была слаженно организована главой администрации района Гаврилом Чириковым. Причинами наводнения являются природные, погодные условия — горная местность и много горных речек, которые при обильных осадках вышли из берегов, есть предпосылки оттайки прорыва наледевых озер с притоков в верховьях реки Яна, Дулгалах, Сартанг и Адыча.
Свой самолет -зондировщик
Андросов отметил положительный результат искусственного вызывания осадков в текущем году.
— Вместе с Минэкологии в этом году значительно снизили количество природных пожаров в результате выполненных авиационных работ на территории республики, — подчеркнул Андросов. — В следующем году, по поручению главы республики, будем продолжать эту работу. В этом году обучили специалистов Службы спасения республики, АО «Полярные авиалинии» и в следующем должны обеспечить республику собственными специалистами и оборудованием для вызывания искусственных осадков. Эта работа в данное время продолжается согласно договору с Центральной аэрологической обсерваторией Росгидромета.
Северный завоз
План на северный завоз каждый год увеличивается — в 2022 году перевезли 1 миллион 289 тысяч тонн. Координатором всей этой работы является наше ведомство — Госкомобеспечения. Основной груз — социально-значимые продукты питания северянам, уголь и горюче-смазочные материалы.
2022 год в этом отношении был стабильный – вода в реках была в пределах нормы, и судоходные габариты, соответственно, тоже. Все необходимое завозится судами в летнее время.
— В этом году мы выполнили план на 101 % и закончили перед закрытием навигации, — говорит Андросов. – Хочу отметить, что в Якутии нужен такой нормативно-правовой акт, который определяет, что из себя представляет Северный завоз, где будут расписаны алгоритмы работы, прописано, какие регионы, территории будут входить в этот северный завоз. Тогда будут выделяться на него федеральные средства. На сегодняшний день данная работа началась на уровне Госдумы, Совета Федерации РФ.
Проблемы северного завоза
Проблема, которая дала о себе знать в первую очередь в этом году – это неэффективная работа шахты в Джебарики-Хая на реке Алдан.
— Они не дали нынче свой план добычи угля, — говорит Иннокентий Михайлович. — Хотелось бы увидеть какие-то решения в этом плане от Минпромгеологии, чтобы они обеспечивали налаживание работы в Джебарики-Хая. Уголь там очень хороший, хорошо горит, но организационные проблемы, обеспечение техникой желают оставлять лучшего. В этом году на уровне правительства решали эти вопросы — приходилось менять все объемы, мы раскидывали их по другим угольным разрезам. В этом году серьезную помощь мы получили от Сангарского горно-технического предприятия. Они в этом году, несмотря на трудности, довели объемы до максимума и увеличили добычу.
Открытие автозимников
В этом году план перевозки по автозимнику немаленький — около 800 тысяч тонн, на днях выйдет распоряжение правительства республики. Установление ледостава на реках в этом году произошло при высоких уровнях воды, поэтому будут большие трещины на ледовых переправах, постоянные наледи, что повлечет нежелательные явления, — это в Олекминском, Ленском районах, где много боковых речек, перечислил Андросов.
Такие проблемы могут быть и в направлении Верхоянья: там много переходов и крупных речек, где могут образоваться наледи. Кроме того, проблема на автоперевозках — тонкий лед. Температура наружного воздуха долго была теплой, и на данный момент, на конец ноября, толщина льда ниже нормы на 15-20 сантиметров. Из-за этого переправы могут открываться с опозданием. А позже на неделю — это уже 100 тысяч тонн перевозки будут ждать своего часа.
Самое главное – человеческая жизнь
— Жизнь человека это огромная ценность, она не сопоставима ни с какой другой ценностью, — отметил первый зампред Госкомобеспечения Якутии. — Мы работаем над снижением количества пожаров, уменьшением количества погибших в пожарах, авариях и т.д. Усиливается профилактическая работа на уровне поселений, ищем нестандартные, современные подходы для эффективного проведения данной работы. Статистика у нас снизилась по пожарам, она улучшилась. Мы работаем для того, чтобы сохранять жизнь людям, обеспечивать безопасность. Мы считаем, что за 10 лет работы Госкомитета успешно справляемся с работой, и дальше будем работать во благо людей и родной республики.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: