Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 января 2019 года № 358 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 января 2019 года № 358 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»

15:51
11 февраля 2019
Читайте нас

В целях участия в софинансировании из средств федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297, п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить комплексную программу Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» согласно приложению к настоящему Указу.
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
г. Якутск

УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 30 января 2019 г. № 358

Комплексная программа Республики Саха (Якутия)
«Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»

Паспорт комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»

Наименование программы Комплексная программа Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»
Основания разработки программы Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 г. (далее — Конвенция о правах инвалидов);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее — Концепция долгосрочного развития);

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р (далее — Концепция развития ранней помощи);

Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 г. № 1506-р (далее — Концепция создания, ведения и использования ФГИС ФРИ);

государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (далее — Госпрограмма);

план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 — 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 893-р (далее — План мероприятий по повышению занятости инвалидов);

план мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 — 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 1507-р
(далее — План мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста);

приказ Минтруда России от 26.12.2017 № 875
«Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 30.11.2017 № 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 15.12.2017 № 2282 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 15.12.2017 № 2283 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 04.12.2017 № 2261 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 04.12.2017 № 2263 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 04.12.2017 № 2258 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»

Координатор программы Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
Ответственные исполнители программы Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия)

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения

Цель программы Повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия)
Задачи программы: 1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи в Республике Саха (Якутия);

2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия);

3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия);

4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

Целевые показатели (индикаторы) программы а) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);

б) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети);

в) доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Саха (Якутия), в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);

г) доля выпускников — инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников — инвалидов Республики Саха (Якутия);

д) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Саха (Якутия);

е) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в органы службы занятости Республики Саха (Якутия) в отчетный период;

ж) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости Республики Саха (Якутия);

з) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Республики Саха (Якутия), впервые признанных инвалидами и обратившихся в органы службы занятости Республики Саха (Якутия);

и) доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Саха (Якутия), нуждающихся в получении таких услуг;

к) доля семей Республики Саха (Якутия), включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;

л) доля специалистов Республики Саха (Якутия), обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Республики Саха (Якутия)

Сроки реализации программы 2019 — 2020 годы
Объемы и источники финансирования программы Общий объем финансирования составляет 22 659,51 тыс. рублей, из них:

в 2019 году – 20 981,01 тыс. рублей;

в 2020 году – 1 678,51 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий программы субъекта, составляет 19 302,5 тыс. рублей, из них:

в сфере деятельности Минтруда России составляет 8 718,86 тыс. рублей, из них:

в 2019 году – 8 718,86 тыс. рублей;

в 2020 году – 0 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минспорта России (прогноз) составляет 235,35 тыс. рублей, из них:

в 2019 году – 235,35 тыс. рублей;

в 2020 году – 0 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минобрнауки России (прогноз) составляет 6 619,80 тыс. рублей, из них:

в 2019 году – 6 619,80 тыс. рублей;

в 2020 году – 0 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минкультуры России (прогноз) составляет 294,23 тыс. рублей, из них:

в 2019 году – 294,23 тыс. рублей;

в 2020 году – 0 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минздрава России (прогноз) составляет 3 434,26 тыс. рублей, из них:

в 2019 году – 3 434,26 тыс. рублей;

в 2020 году – 0 тыс. рублей.

Объем средств бюджета субъекта Российской Федерации составляет 3 357,01 тыс. рублей, из них:

в 2019 году – 1 678,51 тыс. рублей;

в 2020 году – 1 678,51 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы а) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);

б) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети);

в) увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Саха (Якутия), в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);

г) увеличение доли выпускников — инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников — инвалидов Республики Саха (Якутия);

д) увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Саха (Якутия);

е) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов субъекта Российской Федерации, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в органы службы занятости Республики Саха (Якутия) в отчетный период;

ж) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости Республики Саха (Якутия);

з) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Республики Саха (Якутия), впервые признанных инвалидами и обратившихся в органы службы занятости Республики Саха (Якутия);

и) увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Саха (Якутия), нуждающихся в получении таких услуг;

к) увеличение доли семей Республики Саха (Якутия), включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;

л) увеличение доли специалистов Республики Саха (Якутия), обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Республики Саха (Якутия)

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

По состоянию на 01 января 2018 года доля лиц, имеющих инвалидность в общей численности населения республики, составляет около 6,0% — 58 102 чел., в том числе 6 283 детей-инвалидов – порядка 3,0% от общей численности детского населения республики.

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Количество инвалидов 56 953 57 551 57 135 57 679 57 730 58 102
в том числе детей-инвалидов 6 161 6 173 6 185 6 054 6 053 6 283

Согласно Концепции развития ранней помощи на период до 2020 года необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
На сегодня около 2% детского населения Российской Федерации составляют дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. дети, имеющие устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения.
По состоянию на 01 января 2018 года в Республике Саха (Якутия) проживают 6 283 детей с инвалидностью, в том числе в возрасте до 3 лет – 719 человек (11%). Треть из этих детей проживает в г. Якутске.

Возраст Количество детей-инвалидов
от 0 до 3 лет 719
от 4 до 7 лет 1 804
от 8 до 14 лет 2 715
от 15 до 17 лет 1 047
Всего: 6 283

Наибольший удельный вес в общем количестве детей с инвалидностью, как и по Российской Федерации в целом, занимают дети в возрасте от 0 до 3 лет (43,2%), что показывает необходимость особого внимания к решению вопроса развития системы ранней помощи в республике.

Распределение детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами по возрастным группам (%)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
 от 0 до 3 лет 48,4 46,6 46,4 42 43,2
от 4 до 7 лет 20,9 21,8 24,5 31,3 32,0
от 8 до 14 лет 22,0 22,8 22,7 21,0 19,9
от 15 до 17 лет 8,7 8,7 6,4 5,8 4,9
Всего: 100 100 100 100 100

В 2017 году Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) проведена оценка нуждаемости в услугах ранней помощи, согласно которой по состоянию на 01 октября в целевую группу вошли 2378 детей, из них дети с ОВЗ – 518 человек, дети-инвалиды – 686 человек, дети с генетическими отклонениями – 226 человек, кроме того ранней помощью должны быть охвачены дети группы риска: это дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности – 653 человека, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 124 человека и дети из семей, находящихся в социально опасном положении – 171 человек.
В республике развито оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Наибольший удельный вес в структуре направленных детей занимают следующие профили высокотехнологичной медицинской помощи: сердечно-сосудистая хирургия, педиатрия, травматология и ортопедия, офтальмология, онкология. Также:
в условиях Республиканской больницы № 1 — Национальный центр медицины проводятся операции и лечение по высокотехнологичной медицинской помощи (кохлеарная имплантация, операции при ретинопатии недоношенных, лечение детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, лечение детей с врождённой патологией, редкими орфанными заболеваниями и др.);
внедрены высокотехнологичные методы выхаживания новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела: высокочастотная искусственная вентиляция лёгких, вентиляция лёгких под постоянным положительным давлением, оперативные и малоинвазивные методы радикальной и гемодинамической коррекции ВПС у новорожденных, детей до 1 года и старше (коррекция перегородок, камер сердца и магистральных сосудов);
дети-инвалиды, нуждающиеся в получении высокотехнологичной медицинской помощи по отсутствующим видам, направляются по федеральным квотам Министерства здравоохранения РФ в центральные НИИ РФ с оплатой проезда ребенку и сопровождающему лицу за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или через Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Система ранней помощи должна ориентироваться на структуру заболеваемости и инвалидности. Так, например, на первом месте по численности среди детей с инвалидностью находятся дети с нарушением психического здоровья и поведения, на втором – с врожденной патологией и пороками развития, на третьем – с патологией центральной нервной системой.
Поскольку дети-инвалиды из этих трех групп составляют подавляющее большинство, то и система ранней помощи должна ориентироваться прежде всего на них.
В рамках формирования системы ранней помощи распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 сентября 2017 г. № 1154-р утвержден План мероприятий по развитию системы ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в соответствии с которым Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) определено координатором развития системы ранней помощи в республике.
Во исполнение данного Плана в 2017 году проведен анализ ситуации и определена степень нуждаемости Республики Саха (Якутия) в ранней помощи, сформирован Перечень организаций, оказывающих услуги в сфере ранней помощи, состоящий из 18 организаций, в том числе организации здравоохранения, образования, социального обслуживания.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) одновременно реализуются две системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это специальное образование для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями и инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в школе вместе с обычными детьми.
Состояние системы специального образования в республике свидетельствует о качественном изменении оказываемых образовательных услуг. Создана дифференцированная сеть специализированных образовательных организаций, дошкольных групп и классов: (10 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида; 121 компенсирующая группа при дошкольных образовательных учреждениях; 22 специальные (коррекционные) образовательных школы; специальные (46 классов 7 вида, 14 классов 8 вида) коррекционные классы при общеобразовательных организациях).
В республиканской системе дошкольного образования функционируют следующие формы дифференцированного образования для детей дошкольного возраста:
1. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, в которых обучаются дети с определенной формой дизонтогенеза. В данных учреждениях организована специальная предметно-развивающая среда с учетом образовательных потребностей и возможностей определенной категории детей.
2. Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, в которых обучаются дети, имеющие различные особые образовательные потребности, наряду с детьми, не имеющими отклонений. В данных образовательных учреждениях также используется специальная предметно-развивающая среда, учитывающая образовательные потребности категории детей.
Для детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не имеют возможности посещать образовательные учреждения, созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной социально ориентированной программе на дому; в настоящее время индивидуально на дому обучаются 947 детей-инвалидов.
С 2009 года осуществляется дистанционное обучение 645 детей-инвалидов по дополнительным образовательным программам.
Новой ступенью развития общества является инклюзивное образование, в целях развития которого Коллегией Министерства образования республики в 2012 году утверждена Концепция инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия).
В рамках реализации Концепции утверждена нормативная правовая база, обеспечивающая реализацию принципов и норм образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
С 2016 года внедряются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По данным мониторинга необходимые условия для перехода на вышеуказанные ФГОС созданы в 86% образовательных организациях общего образования и 100% специальных (коррекционных).
Для профессиональной подготовки педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход в 2012 году в Институте развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II открыта кафедра начального и инклюзивного образования. За прошедший период курсами и семинарами охвачен 4141 педагог из 35 улусов и городов республики.
Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» с 2011 года. За 7 лет оснащены 153 образовательные организации на сумму 344,56 млн рублей, в том числе 231,25 млн рублей из федерального бюджета, 113,32 млн рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы в 2017 году 22 специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения оснащены оборудованием на сумму 29,17 млн рублей, в том числе 26,54 млн рублей из федерального бюджета, 2,66 млн рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В данных школах созданы кабинеты по внедрению системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы.
Система среднего профессионального образования республики с 2013 года участвует в обеспечении доступности объектов СПО для маломобильных групп населения и с 2016 года участвует в реализации федерального проекта по внедрению в профессиональные образовательные организации республики системы инклюзивного профессионального образования.
По состоянию на март 2018 года в профессиональных образовательных организациях нашей республики обучается 240 человек из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (1,2% от общего контингента).
В целях реализации абзаца 2 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом от 24 декабря 2015 г. № 01-07/595 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере среднего и дополнительного профессионального образования, применяемые при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями» определен корректирующий коэффициент в отношении норматива для студентов с инвалидностью и ОВЗ в размере 2,0.
Студентам с инвалидностью и ОВЗ выплачивается государственная социальная стипендия в размере 2 322 рублей, в северных районах – 2 731 рубля (по РФ — 1054 руб.) рублей, в первоочередном порядке предоставляются места в общежитиях.
Профессиональными образовательными организациями разработаны 46 адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Наибольшее количество студентов с инвалидностью и ОВЗ обучаются по профессиям и специальностям: «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению) – 26, «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» – 27, «Конструирование, моделирование и технология изделий из меха» – 12, «Социальный работник» – 12, «Повар, кондитер» – 10, в учреждениях: Южно-Якутский технологический колледж – 27, Жатайский техникум – 29, Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов – 40.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы в Республике Саха (Якутия) созданы 3 базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальных особенностей нашей республики и востребованности образовательных программ:
1. ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж» в городе Нерюнгри, где реализуется широкий спектр образовательных программ и расположены реабилитационные центры для лиц с ОВЗ. Количество студентов 1 курса с инвалидностью и ОВЗ увеличилось с 5 до 12 человек.
Сумма субсидии 21 743 900 рублей из федерального бюджета и 6 млн рублей из государственного бюджета республики в 2016 году. Создано структурное подразделение – Центр инклюзивного образования.
2. ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И. Дудкина» в городе Якутске, реализующий образовательные программы IT направления, в том числе в дистанционной форме.
Сумма субсидии 7 423 000 рублей из федерального бюджета и 1 млн рублей из государственного бюджета республики в 2017 году. Создано структурное подразделение – Центр инклюзивного образования.
3. ГБПОУ РС(Я) «Жатайский техникум» в ГО «Поселок Жатай», где ведется обучение слабовидящих студентов.
Сумма субсидии составила 9 186 700 рублей из федерального бюджета и 1 млн рублей из государственного бюджета республики в 2018 году. Запланировано создание структурного подразделения – Центра инклюзивного образования.
Проводимая работа начала показывать результаты (в том числе «не базовых» учреждениях): увеличилось число разработанных и реализуемых адаптированных образовательных программ; меняется выбор абитуриентов профессий и специальностей; увеличился прием на СПО с 124 до 128 человек.
Ведется работа по реализации в Республике Саха (Якутия) программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве по линии Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) совместно с Государственным комитетом Республике Саха (Якутия) по занятости населения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1507-р утвержден План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 — 2020 годы. Целью подпрограммы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» является повышение занятости инвалидов молодого возраста.
На 01 декабря 2017 года в Республике Саха (Якутия) проживают 24 684 инвалида трудоспособного возраста, из них работают 6 749 чел. (27,3%).
В органы службы занятости ежегодно с целью трудоустройства обращаются порядка 1500 инвалидов, из них порядка 40% трудоустраиваются.
Реализация мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов осуществляется в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Я) на 2018-2022 годы».
С 2012 года реализуется Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 г. 1093-З № 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)».
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2017 г. № 2239 2018 год объявлен Годом содействия занятости населения. Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2018 года № 245-р утвержден План мероприятий по проведению Года содействия занятости населения в Республике Саха (Якутия), в котором предусмотрен раздел, посвященный содействию занятости инвалидов.
С целью развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия), улучшения качества физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2013 г. № 928-р утверждена Концепция развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года.
Адаптивной физической культурой и спортом в республике систематически занимаются 4005 инвалидов, что составляет 7,1% от общей численности лиц с инвалидностью.
Основными задачами в сфере развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) являются:
обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работы министерств, ведомств, органов местного самоуправления в развитии адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия);
формирование у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, здоровому образу жизни;
улучшение качества физического воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведение мониторинга физической реабилитации;
создание условий для организации и развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также создание равных условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вопросе их вовлечения в занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом и др.
Для решения поставленных задач распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. № 1488-р в 2014 году в г. Якутске создано ГБУ РС(Я) «Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта».
В ГБУ РС(Я) «Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта» работают 19 тренеров, 10 инструкторов по 15 адаптивным видам спорта и дисциплинам, таким как легкая атлетика, плавание, пауэрлифтинг, настольный теннис, футбол, шашки, пулевая стрельба, дзюдо, стрельба из лука, национальные настольные игры, голбол, волейбол (сидя), бочча, вольная борьба. Ежегодный охват составляет порядка 400-450 инвалидов.
Центром налажено тесное сотрудничество и взаимодействие с министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия), муниципальными районами (улусами), общественными организациями инвалидов, а также с общеобразовательными школами-интернатами с коррекционной направленностью.
С 2011 года реализуется Закон Республики Саха (Якутия) «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Республике Саха (Якутия)» с ежегодным объемом финансирования 57,0 млн рублей в год. Законом предусматриваются оплата проезда инвалидам и детям-инвалидам до республиканских реабилитационных центров, до места учебы и обратно молодым инвалидам, обучающимся по очной форме, и обеспечение дополнительными техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств.

Бесплатный проезд один раз в два года к месту реабилитации и обратно для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, бесплатный проезд обучающимся очно инвалидам один раз в год к месту обучения и обратно

Период (год) Выделено средств

(тыс. руб.)

Обеспечено проездом

всего

(чел.)

в том числе:
инвалидов (детей-инвалидов) инвалиды, получившие проезд к месту учебы сопровождающих
1 2013 30 714,00 1 740 1 250 90 400
2 2014 37 056,00 1 920 1 254 87 579
3 2015 37 026,00 2 021 1 287 79 655
4 2016 43 141,00 2 323 1 387 80 856
5 2017 45 459,90 2 384 1 523 52 861
Итого 193 396,90 10 388 6 701 388 3 351

Обеспечение дополнительными техническими средствами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, не входящих в федеральный перечень:

Период Количество наименований технических средств реабилитации в дополнительном перечне Выделено средств из бюджета РС(Я)

(тыс. руб.)

Количество инвалидов РС(Я), обеспеченных ДТСР

(человек)

всего в том числе детей
1 2013 15 24 957,0 1478 228
2 2014 26 22 000,0 1810 266
3 2015 26 22 000,0 1608 199
4 2016 26 22 000,0 1426 233
5 2017 18 22 000,0 1631 205
6 2018 18 22 000,0
Итого: 134 957,00 7 953,00 1 131,00

Реабилитация взрослых инвалидов проводится в 4 подведомственных организациях Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), где ежегодно проходят реабилитацию порядка 2 500 человек. Из них в г. Якутске — 2 реабилитационных центра, в Олекминском районе — 1, в Амгинском районе – 1 учреждение:
1) Особое место в реабилитации инвалидов в Республике Саха (Якутия) занимает ГАУ РС(Я) «Республиканский социально-оздоровительный центр инвалидов» в г. Якутске, основной задачей которого является комплексная реабилитация инвалидов – проведение медико-социальной, технической, социально-психологической, социально-педагогической, профессиональной реабилитации инвалидов.
Коечный фонд в 2017 году составил 145 коек. В 2016 году осуществлено увеличение коек с 85 коек до 145 в связи с введением второго корпуса центра и присоединением филиалов. В 2017 году реабилитационные мероприятия получили 2492 инвалида.
В структуру центра входят следующие подразделения: медицинский отдел, протезно-ортопедическое отделение, отдел социальной реабилитации, хозяйственный отдел, 2 филиала.
Основным методом работы Центра является активная реабилитация.
Это занятия в тренажерном зале по специализированным программам, занятия гимнастикой, миокоррекции со специалистами по современным методикам. В отделении широко применяются как классические методы лечения, так и новые медицинские технологии;
2) ГБУ РС(Я) «Олекминский реабилитационный центр инвалидов и детей инвалидов» в г. Олекминске на 30 коек стационара предоставляет социальные и медицинские услуги отдельным категориям граждан Олекминского района. Ежегодно оздоровительные мероприятия получают свыше 400 человек. Согласно медицинской лицензии предоставляются медицинские услуги по педиатрии, терапии, неврологии, лечебной физкультуре, медицинскому массажу, физиотерапии, рефлексотерапии, стоматологии.
В 2017 году реабилитацию по ИПРА прошли 251 инвалид, в том числе взрослые – 227, дети –24.
Психологическая реабилитация в структуре реабилитационных мероприятий несет важнейшую функцию. В реабилитационном центре работа психолога имеет несколько ключевых направлений:
психолого — педагогическая реабилитация и консультационная работа с лицами с ограниченными возможностями, переживающими физические травмы и болезни;
работа с лицами с ограниченными возможностями, имеющими нарушения основных психических процессов;
тренинговая и арт — терапевтическая работа с различными категориями клиентов центра;
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в период летних профильных заездов детей;
3) ГБУ РС(Я) «Амгинский республиканский социально-оздоровительный центр реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» в с. Бетюнь Амгинского улуса (района) функционирует на 30 коек стационарного пребывания.
Деятельность учреждения направлена на социальное обслуживание инвалидов в части проведения социально-реабилитационных и оздоровительных мероприятий (оказание медицинской, физкультурно-оздоровительной, психологической, педагогической, социокультурной помощи, для восстановления их социального статуса и успешной интеграции в систему общественных и семейно-бытовых отношений).
Учреждение проводит реабилитационные мероприятия и услуги медицинского характера (согласно лицензии) в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.
В 2017 году реабилитацию прошли 210 человек, из них 30 детей-инвалидов;
4) ГБПОУ РС(Я) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» является центром комплексной реабилитации инвалидов в возрасте от 15 до 35 лет (профессиональной, медицинской, социальной, трудовой).
В соответствии с пунктом 9 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” техникум-интернат обеспечивает получение профессионального обучения обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Ежегодно в техникуме-интернате обучаются 110 студентов по 3 специальностям и 7 профессиям со всех районов Республики Саха (Якутия).
В 2017-2018 учебном году планируется прием по следующим специальностям и профессиям:
специальности – «Экономика и бухгалтерский учет», «Организация сурдокоммуникаций», «Документационное обеспечение управления и архивоведение»;
профессии на базе 11 классов: «Социальный работник», «Повар, кондитер»;
профессии на базе 9 классов: «Портной», «Пекарь-мастер», «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви», «Садовник», «Столяр строительный».
Подготовка проводится в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования Российской Федерации.
Отделение медико-социальной реабилитации открылось в 2002 году, согласно медицинской лицензии осуществляется деятельность, направленная на компенсацию нарушенного состояния здоровья студентов-инвалидов путем восстановительной терапии и оздоровительных мероприятий. На сегодняшний день медицинский блок полностью оснащен современным оборудованием, имеются физиокабинет, массажный, стоматологический кабинеты, тренажерный зал.
Совместно с социально-психологической службой разрабатываются критерии диагностики личностных качеств студентов, форм и методов их коррекции, направленных на развитие способностей к обучению.
Ведется работа по слухо-речевой реабилитации, имеется аудио-класс, проводится плановая индивидуальная работа по коррекции речи у слабослышащих учащихся.
Планомерная и целенаправленная работа ведется по содействию в трудоустройстве выпускников.
В структуре техникума-интерната функционирует отдел по содействию в трудоустройстве выпускников и профориентационной работе. В учебной программе ведется преподавание курса «Технология поиска работы», проводятся различные мероприятия по трудоустройству выпускников: участие в Ярмарках профессий и рабочих мест, самопрезентация выпускников, организация семинаров-тренингов по созданию собственного дела, Неделя профессиональной направленности и другие.
За последние 3 года процент трудоустройства по специальности в среднем составляет 34%, продолжение дальнейшего обучения в ССУЗ-ах, ВУЗ-ах — 16%, с учетом свободного трудоустройства, общая занятость составляет 70%.
С 2017 года введено дуальное образование, учащиеся коррекционных школ обучаются по профессии «Пекарь-мастер».
В целях формирования единой сети реабилитационных учреждений и выработки единых подходов к оказанию комплексной реабилитационной помощи инвалидам в 2016 году к ГБУ РС(Я) «Республиканский социально-оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов» присоединены два реабилитационных центра (по 10 койко-мест), находящихся в Оленекском и Среднеколымском районах (улусах) республики. Ежегодно комплексную реабилитационную помощь получают 1992 инвалида и 434 человека с ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитационные центры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» в г. Нерюнгри рассчитан на 87 коек дневного пребывания. Ежегодно реабилитацию в центре получают более 500 детей.
Основной целью деятельности Центра «СУВАГ» являются:
оказание детям-инвалидам, детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, обучению и труду;
оказание медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной помощи детям-инвалидам, достигшим 18 лет и прошедшим курс реабилитации в Центре «СУВАГ»;
оказание консультативной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи по вопросам реабилитации лиц, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, и обучение их методам реабилитации.
Специалисты центра наряду с общеизвестными методиками и технологиями используют современное реабилитационное оборудование и методики.
2) ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри» рассчитан на 75 коек дневного пребывания, ежегодно в центре реабилитацию проходят более 900 детей.
Основные цели деятельности Центра:
организация и проведение комплексной реабилитации, оказание квалифицированной медико-социальной, психолого-педагогической и социально-бытовой помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
профилактика первичной инвалидности у детей, страдающих хроническими заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими расстройствами, а также у детей раннего возраста с поражением ЦНС.
Для осуществления всего комплекса реабилитационных и абилитационных мероприятий в Центре имеются следующие подразделения (службы):
консультативно-диагностическое (проводятся ЭЭГ, РЭГ, ультразвуковое исследование головного мозга и тазобедренных суставов, стабилометрия, квалиметрическая гониометрия, консультации невролога, ортопеда, психиатра, педиатра, окулиста, физиотерапевта, врача ЛФК, психолого-педагогическое обследование и тестирование);
медицинской реабилитации (включает в себя медикаментозное лечение, физиотерапевтическое воздействие, водолечение, массаж, лечебную физкультуру, лечебное плавание, БОС-технологии, ортопедическую и офтальмологическую коррекции, психиатрическую помощь и др.);
психолого-педагогическое (коррекционно-развивающие занятия с психологами, учителями-логопедами, занятия для детей с ДЦП по методу кондуктивной педагогики, трудотерапия, Монтессори-терапия, сенсорная реабилитация, социально-бытовая адаптация). В этом же подразделении проводится и социокультурная реабилитация (музыкально-эстетическое воспитание, утренники, праздники, спортивные мероприятия, выставки творчества и др.);
3) государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями» в г. Нюрба оказывает комплексную реабилитацию и предоставляет социальные услуги детям- инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, испытывающим трудности в социальной адаптации.
В структуре реабилитационного центра имеются:
— круглосуточный стационар (30 мест);
— полустационар дневного пребывания (10 мест).
2 подразделения:
— отделение медико — социальной реабилитации;
— отделение психолого-педагогической помощи.
Ежегодно через реабилитационный центр проходят более 500 детей, в основном дети с психическими расстройствами (расстройствами поведения), с заболеваниями нервной и костно-мышечной системы;
4) ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в г. Якутске на 100 койко-мест и на 150 мест дневного пребывания. Торжественное открытие центра состоялось в марте 2018 года.
Реабилитационный центр будет оказывать комплексную реабилитацию: социально-медицинскую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социокультурную, социально-бытовую, профориентационную, реабилитацию средствами физической культуры и спорта. В центре будут открыты круглосуточный и дневной стационары, оказываться консультационная и психологическая помощь родителям детей-инвалидов. В работе реабилитационного центра будут реализовываться основные принципы: ранняя диагностика и помощь, поэтапность, преемственность, комплексность, индивидуальный подход.
Основные мероприятия программы планируется осуществить на базе данного учреждения, в том числе открытие Ресурсного центра по развитию системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
В рамках реализации мероприятия по внедрению в Республике Саха (Якутия) технологии по сопровождаемому проживанию инвалидов, в реабилитационных учреждениях республики созданы тренировочные комнаты, включающие в себя жилые модули. Тренировочные комнаты востребованы среди инвалидов, которые проходят реабилитацию, и показали свою эффективность. Для дальнейшего развития данной технологии в рамках программы запланированы мероприятия по оснащению психоневрологических интернатов тренировочными комнатами.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2016 г. № 1240-р утвержден Межведомственный комплексный план по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия), определены ответственные исполнители из числа исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Данный план включает в себя реализацию следующих мероприятий по:
— развитию системы ранней помощи;
— совершенствованию медицинской реабилитации;
— дошкольному, общему и дополнительному образованию;
— профессиональному образованию;
— содействию трудоустройству инвалидов;
— адаптивной физической культуре и спорту;
— развитию сети учреждений, оказывающих услуги по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации и абилитации;
— подготовке кадров к работе с инвалидами, в том числе с детьми-инвалидами, при предоставлении им реабилитационных и абилитационных услуг и кадровой политике реабилитационных учреждений.
Основными исполнителями Плана являются Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
Проведенный SWOT-анализ системы комплексной реабилитации и абилитации в Республике Саха (Якутия) показал:
1) наличие условий для отработки подходов по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов):
сформированные действенные ведомственные системы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);
реализация всех направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
широкий спектр предоставляемых услуг;
наличие материально-технической базы и кадрового потенциала для предоставления реабилитационных и абилитационных мероприятий;
высокий уровень взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями;
опыт успешной реализации программ и проектов социальной направленности;
2) существующие проблемы в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
несформированность эффективного межведомственного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, комплексного и системного подхода при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
отсутствие системы межведомственного обмена данными о потребностях инвалидов в реабилитационных мероприятиях;
отсутствие единой системы оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий;
несформированность системы подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
низкая мотивация инвалидов, семей детей-инвалидов к исполнению рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и вовлечению в реабилитационный процесс;
недостаточный уровень информационной открытости организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия;
необходимость укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов).
Решение выявленных проблем возможно путем:
формирования механизма эффективного межведомственного взаимодействия при проведении реабилитационных, абилитационных мероприятий и услуг, рациональное и избирательное соединение необходимых видов реабилитационных, абилитационных мероприятий и услуг на протяжении жизненного маршрута инвалида (ребенка-инвалида);
разработки алгоритма выявления потребностей инвалида (ребенка-инвалида) и межведомственного обмена данными;
разработки единой системы оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий;
совершенствования нормативной правовой базы, определяющей требования к развитию системы взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
формирования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
активного включения в реабилитационный процесс не только инвалида, но и членов его семьи;
развития информационного сопровождения процессов реабилитации и абилитации;
укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов);
создания и развития информационных систем и обеспечения их взаимной интеграции.
Таким образом, организация реабилитационного процесса предусматривает наличие принципиально важных условий для достижения поставленных целей — комплексность реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитационного процесса, преемственность в работе специалистов и организаций, цикличность проведения курсов реабилитации, профессионализм кадров и доступность реабилитационных мероприятий. Успех в реализации планов реабилитации достигается только при тесном сотрудничестве занятых в этой области учреждений и специалистов.
Создание системного подхода, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с использованием современных реабилитационных технологий, эффективное межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и организаций возможно с использованием программно-целевого метода.

II. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) программы

Цель программы:
Повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия).
Задачи программы:
1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи в Республике Саха (Якутия);
2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия);
3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия);
4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
Целевые показатели (индикаторы) программы:
а) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);
б) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети);
в) доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Саха (Якутия), нуждающихся в получении таких услуг;
г) доля выпускников — инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников — инвалидов Республики Саха (Якутия);
д) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Саха (Якутия);
е) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в органы службы занятости Республики Саха (Якутия) в отчетный период;
ж) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости Республики Саха (Якутия);
з) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Республики Саха (Якутия), впервые признанных инвалидами и обратившихся в органы службы занятости Республики Саха (Якутия);
и) доля инвалидов, получивших профессиональное образование в общей численности инвалидов, нуждающихся в получении профессионального образования;
к) доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Саха (Якутия), в общей числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);
л) доля семей Республики Саха (Якутия), включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;
м) доля специалистов Республики Саха (Якутия), обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Республики Саха (Якутия).
Сведения о значениях целевых показателей (индикаторов) комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» по годам приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.

III. Сроки и этапы реализации программы

В целях решения поставленных задач предполагается реализация региональной программы на период 2019 — 2020 годов.

IV. Перечень программных мероприятий

Перечень программных мероприятий сформирован в соответствии с первоочередными задачами региональной программы и состоит из следующих разделов, подразделов, включающих следующие мероприятия:
1. Мероприятия по определению потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в Республике Саха (Якутия):
1.1. Мероприятия по определению потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в Республике Саха (Якутия).
1.1.1. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере здравоохранения.
1.1.2. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере дошкольного, общего и профессионального образования.
1.1.3. Проведение анализа потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере занятости.
1.1.4. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
1.2. Мероприятия по определению потребности в услугах ранней помощи:
1.2.1. Организация работы по своевременному выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с риском развития инвалидности.
1.2.2. Проведение анализа потребности семей с детьми-инвалидами в услугах ранней помощи.
1.3. Мероприятия по информированию инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов, о своевременном оказании реабилитационной и абилитационной помощи, реализации мероприятий по ранней помощи:
1.3.1. Информирование населения об оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе по ранней помощи.
1.3.2. Разработка медиа-плана по освещению вопросов развития системы ранней помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов.
1.3.3. Подготовка и издание информационных материалов (методических пособий, буклетов, баннеров, флаеров), изготовление и прокат социальной аудио, видео и наружной рекламы, направленной на информирование населения республики о необходимости раннего развития детей.
1.3.4. Организация дистанционного сопровождения родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития раннего и дошкольного возраста. Проведение выездных методологических и практико-ориентированных семинаров для родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста.
2. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия) разделены на следующие подразделы:
2.1. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня профессионального развития инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
2.1.1. Организация и проведение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обучающимися в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия).
2.1.2. Оснащение базовых профессиональных образовательных учреждений специальным оборудованием для социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалидов.
2.1.3. Оснащение базовых учреждений профессионального образования оборудованием для занятий адаптивной физической культурой и спортом.
2.1.4. Оснащение базовых профессиональных образовательных учреждений специализированным оборудованием для профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов.
2.2. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
2.2.1. Информирование инвалидов в средствах массовой информации о возможностях трудоустройства, реализации мероприятий по профессиональной реабилитации.
2.2.2. Обучение инвалидов технологиям поиска работы, включающим обучение оформлению резюме, прохождению собеседования с работодателем и адаптации на новом рабочем месте для инвалидов.
3. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия) состоят из следующих подразделов:
3.1. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия).
3.1.1. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по комплексной реабилитации и абилитации в Республике Саха (Якутия).
3.1.2. Разработка методических рекомендаций для специалистов, реализующих мероприятия по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
3.2. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
3.2.1. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
3.2.2. Методическое сопровождение служб ранней помощи.
3.2.3. Разработка методических рекомендаций для специалистов служб ранней помощи, в том числе по вопросам раннего выявления, сопровождения и обучения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия) включают в себя три подраздела:
4.1. Мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4.1.1. Оснащение специализированным компьютерным оборудованием для реализации мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов по зрению.
4.1.2. Оснащение реабилитационных учреждений медицинским и реабилитационным оборудованием, в том числе соответствующим программным обеспечением и расходными материалами.
4.1.3. Оснащение учреждений, реализующих мероприятия по медицинской реабилитации, соответствующим медицинским и реабилитационным оборудованием, в том числе программным обеспечением и расходными материалами.
4.1.4. Создание тренировочных комнат на базе психоневрологических интернатов в целях внедрения сопровождаемого проживания инвалидов.
4.1.5. Создание, эксплуатация и развитие (доработка) единой информационной системы Республики Саха (Якутия) «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом», содержащей сведения об инвалидах, которым было оказано содействие в реализации мероприятий ИПРА инвалидов в части физической культуры и спорта.
4.2. Мероприятия по формированию условий для развития ранней помощи.
4.2.1. Оснащение учреждений, реализующих мероприятия по развитию ранней помощи, компьютерной техникой, оргтехникой и программным обеспечением.
4.2.2. Приобретение компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения для оснащения служб ранней помощи.
4.2.3. Оснащение 10-ти служб ранней помощи специальным игровым оборудованием для детей раннего возраста.
4.2.4. Разработка и внедрение программного обеспечения для автоматизации деятельности участников ранней помощи.
4.3. Мероприятия по подготовке кадров системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи, а также сопровождаемого проживания инвалидов.
4.3.1. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов по работе с инвалидами в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
4.3.2. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов по ранней помощи.
4.3.3. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов ранней помощи в сфере образования.
4.3.4. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов по сопровождаемому проживанию инвалидов.
4.3.5. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов занятых в сфере инклюзивного профессионального образования.
4.3.6. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов по работе с инвалидами в адаптивной физической культуры и спорта.
4.3.7. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов по работе с инвалидами в сфере культуры.
4.3.8. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов по работе с инвалидами в сфере занятости.
4.3.9. Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок специалистов по работе с инвалидами в сфере здравоохранения.
Перечень мероприятий комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» с указанием объемов финансирования приведен в приложении № 2 к настоящей Программе.

V. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование комплексной программы предусматривается за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в рамках реализации следующих государственных программ Республики Саха (Якутия):
1) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;
2) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;
3) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;
4) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;
5) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;
6) государственная программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы».
Предполагается привлечь субсидии из средств федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия) в порядке софинансирования в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы.
Основанием для предоставления Республике Саха (Якутия) средств из федерального бюджета будет являться соответствующее соглашение, заключаемое между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) по результатам конкурса.
Объем ресурсного обеспечения представлен в приложении № 3 к настоящей Программе.

VI. Управление и контроль реализации программы

Координатором программы, осуществляющим текущее управление, координацию работ ответственных исполнителей программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) региональной программы), является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Ответственными исполнителями Программы являются:
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);
Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);
Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия);
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
Координатор программы совместно с ответственными исполнителями разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации региональной программы, осуществляют согласование планов реализации мероприятий.
Для обеспечения управления программой, контроля и оценки ее реализации может быть создан координирующий рабочий орган, формируемый из представителей исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующих в реализации программы, и общественных организаций инвалидов.
Ответственные исполнители программы организуют исполнение мероприятий региональной программы, в установленные сроки предоставляют информацию об их исполнении координатору программы, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности программы).
Организация исполнения мероприятий соисполнителями региональной программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства расходуются в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одно направление реабилитации или абилитации (социальная защита, труд и занятость, здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, культура, информация и связь) инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получателей услуг ранней помощи от общего объема сэкономленных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения программы ответственные исполнители программы представляют информацию о выполнении мероприятий программы координатору программы в установленный им срок.
Координатор программы ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
информацию об исполнении мероприятий региональной программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в региональную программу.
Внесение изменений в перечень мероприятий, в сроки реализации региональной программы, в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию региональной программы осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для разработки и реализации целевых программ в субъекте Российской Федерации.

VII. Оценка эффективности реализации региональной программы

Оценка эффективности региональной программы осуществляется с учетом того, что она направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также на развитие ранней помощи.
При оценке эффективности региональной программы учитывается социальная эффективность региональной программы, которая должна выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
повышения уровня и качества предоставляемых инвалидам, в том числе детям-инвалидам, реабилитационных и абилитационных услуг;
возвращения инвалидов к активной жизни за счет частичного или полного восстановления или компенсации способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, а также формирования у них новых способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
увеличения уровня информированности инвалидов, получателей услуг ранней помощи о реабилитационных и абилитационных услугах, а также услугах ранней помощи, формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в жизнь общества, включая совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами.
Экономическая эффективность региональной программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к комплексной программе Республики Саха (Якутия)
«Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов,
в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/358-1-1.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к комплексной программе Республики Саха (Якутия)
«Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов,
в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/358-2-1.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к комплексной программе Республики Саха (Якутия)
«Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов,
в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/358-3-1.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к комплексной программе Республики Саха (Якутия)
«Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов,
в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы»
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/358-4-1.pdf

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
Читайте также
27 июля
  • 21°
  • Ощущается: 22°Влажность: 94% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: